50-летняя Хартия и ее стратегические направления

5 сентября был обнародован документ, содержащий десять принципов, которые определяют перспективу будущего ОАЭ, находящихся на пороге следующего этапа своего пути, накануне празднования ОАЭ своего пятидесятилетия. Что нового содержится в этих принципах и каковы цели, на которые они ориентируются и которых стремятся достичь?

В 50-летней Хартии содержится десять принципов, которые представляют собой ориентир для институтов ОАЭ в течение следующих пятидесяти лет, поскольку страна переходит на новый этап развития и становления. 50-летняя Хартия определяет стратегический путь ОАЭ на следующий период времени в экономической и политической сферах, а также в области развития и внутренних дел.

 

Ниже перечислены принципы, содержащиеся в документе:

Первый принцип

Главным приоритетом останется укрепление союза, в том числе его институтов, законодательства, развитие компетенций и финансовой стабильности. Самый быстрый и эффективный способ укрепления государства- развитие всех регионов страны в плане городского развития и развитие экономики.

Второй принцип

В предстоящий период наша цель — полностью сосредоточиться на построении лучшей и самой динамичной экономики в мире. Экономическое развитие государства является высшим национальным интересом, и все государственные институты всех профилей, федерального и муниципального уровня будут нести ответственность за создание лучшей мировой экономической среды и сохранение достижений, которые были достигнуты за последние пятьдесят лет.

Третий принцип

Внешняя политика ОАЭ – инструмент, направленный на достижение высших национальных целей, самой важной из которых являются экономические интересы страны. Цель нашего политического подхода – служить экономике. А цель экономики – обеспечить лучшую жизнь жителям страны.

Четвертый принцип

Главный будущий драйвер роста – человеческий капитал. Развитие системы образования, привлечение талантов, удержание специалистов и постоянное повышение квалификации станут ключом к преуспеванию ОАЭ.

Пятый принцип

Добрососедство – основа стабильности. Географическое, социальное, культурное положение страны является первой линией обороны для её безопасности, защиты и будущего развития. Укрепление стабильных и позитивных политических и экономических отношений и отношений на уровне народов с соседями является одним из важнейших приоритетов внешней политики страны.

Шестой принцип

Укрепление имиджа Эмиратов на мировом уровне является национальной миссией всех учреждений. ОАЭ – это центр бизнеса, туризма, промышленности, инвестиций и культурных достижений. Национальные институты должны объединить усилия, совместно извлекать выгоду из возможностей и работать над созданием трансконтинентальных компаний под эгидой ОАЭ.

Седьмой принцип

Уровень развития ОАЭ и их экономики зависит от их цифрового, технического и научного превосходства. Именно укрепление позиций страны как глобального центра для привлечения талантов, компаний и инвестиций в этих областях сделает её столицей будущего.

Восьмой принцип

Система ценностей в ОАЭ будет по-прежнему основываться на открытости и терпимости, сохранении прав, верховенстве справедливости, сохранении человеческого достоинства, уважении культурного разнообразия, укреплении человеческого братства и почитании национальной идентичности. Страна будет продолжать поддерживать своей внешней политикой все глобальные инициативы, обязательства и деятельность международных организаций, призывающие к миру, открытости и человеческому братству.

Девятый принцип

Зарубежная гуманитарная помощь ОАЭ является неотъемлемой частью её видения и морального долга по отношению к нуждающимся народам. Оказание зарубежной гуманитарной помощи не зависит от религии, расы, цвета кожи или культуры нуждающихся. Политические разногласия с какой-либо страной не являются оправданием для отказа ей в помощи в случае бедствий, чрезвычайных ситуаций и кризисов.

Десятый принцип

Основа внешней политики ОАЭ — призыв к миру, согласию и разрешению всех споров путем переговоров и диалога. Стремление вместе с региональными партнёрами и глобальными друзьями к установлению регионального и глобального мира и стабильности является основополагающим фактором внешней политики.

 

Во введении к документу говорится, что содержащихся в нем принципов должны придерживаться все правительственные, законодательные, силовые, научные и другие ведомства государства, руководствоваться ими при принятии всех своих решений и работать над их реализацией, разрабатывая планы и стратегии. Данное указание свидетельствует о том значении, которое ОАЭ придают этим принципам как дорожной карте, намечающей шаги на ближайшие годы. В этом отношении принципы похожи на конституцию, хотя и не в юридическом смысле, которой обязаны следовать государственные учреждения и органы. Они имеют скорее обязательный, чем ориентировочный характер. Подтверждением этого является указанный в документе факт его одобрения вице-президентом и премьер-министром ОАЭ Его Высочеством шейхом Мохаммедом бен Рашидом Аль Мактумом и наследным принцем Абу-Даби и заместителем Верховного главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Его Высочеством шейхом Мохаммедом бен Заидом Аль Нахайяном. Таким образом, документ был издан высшими политическими властями ОАЭ.

Причины, побудившие издать такой документ именно сейчас, заключаются в том, что ОАЭ на предыдущем этапе завершили формирование своих основных структурных направлений, будь то в экономике, в законодательстве, в социальной сфере или в установлении своего регионального и международного статуса. Теперь они находятся на пороге нового этапа, который требует продолжения строительства на основе того, что было сделано ранее, и на котором изменилась общественная природа государства, а также региональные и международные условия, что требует заглянуть в будущее и подготовить основу для будущих перемен.

Для достижения целей, предусмотренных 50-летней Хартией, правительство ОАЭ выпустило ряд стимулов, охватывающих различные аспекты, включенные в документ.

Первый пакет стимулов направлен на повышение конкурентоспособности ОАЭ в региональной и международной сферах, повышение их инвестиционной привлекательности и расширение участия частного сектора в целевом экономическом росте посредством нескольких программ, таких как Программа национальной добавленной стоимости. Цель данной программы – довести долю отечественных товаров в закупках федеральных и местных учреждений и отечественных компаний до 42%, повысить объем закупок с 33 миллиардов дирхамов до 55 миллиардов дирхамов в 2025 году, выделить 5 млрд. дирхамов на поддержку эмиратских стартапов, укрепить основные сектора, на которых базируется экономика ОАЭ, такие как нефтяная, авиационная, туристическая и промышленная отрасли. Для финансирования промышленного сектора в направлении Четвертой промышленной революции и повышения уровня его производительности на 30% было выделено 5 млрд дирхамов.

ОАЭ также поставили рекордную цель — привлечь 150 миллиардов дирхамов иностранных инвестиций. Несмотря на кажущуюся сложность достижения этой цели, существуют основные факторы, способствующие ее достижению – наличие самой развитой инфраструктуры в регионе и разветвленной транспортной сети, связывающей ОАЭ со странами мира, максимально возможное сокращение бюрократических процедур, а также развитая законодательная структура и экономические партнерства, которые будут разрабатываться совместно с различными странами мира.

Среди принятых стимулов примечательными стали поправки, касающиеся вопроса о резидентстве, и введение «зеленых» резидентских виз, которые дают людям право свободно работать и пребывать в стране, не находясь во власти работодателя. Такой вид резидентства поможет привлечь талантливые и молодые кадры, тем более что одной из поставленных целей является привлечение большого количества программистов, до 500 программистов в день, учитывая, что программирование является одним из важнейших столпов Четвертой промышленной революции. В этой области, помимо привлечения специалистов из-за рубежа, следует также сосредоточиться на подготовке национальных кадров, учитывая, что для страны местные кадры являются наиболее стабильными в долгосрочной перспективе.

Другим важным разработанным в документе положением является обеспечение гибкости сектора труда за счет облегчения перемещения людей, разрешения неполного рабочего дня и разрешения предпринимательской деятельности, что может стать началом искоренения спонсорской системы «кафаля».

Второй пакет стимулов направлен на эмиратизацию, облегчение трудоустройства граждан и поощрение их участия в частном секторе с помощью беспрецедентных стимулов, таких как субсидирование затрат на наем граждан в частном секторе и предоставление работникам этого сектора бонусов аналогично работникам государственных учреждений и участие правительства в финансировании пенсионного фонда, а также программ обучения в специализированных секторах с целью открыть двери частного сектора для национальной рабочей силы. Среди предоставляемых правительством инновационных стимулов — разрешение на освобождение от выполнения должностных обязанностей граждан, работающих в федеральных органах власти и желающих заняться индивидуальным предпринимательством, с предоставлением 50% заработной платы в этот период, а также программа досрочного выхода на пенсию граждан из числа работников федеральных органов власти, желающих открыть собственный бизнес, с предоставлением им определенных финансовых стимулов.

Принятием этих двух пакетов ОАЭ заложили основы и обозначили основные направления экономического и социального развития, над которыми будет вестись работа в предстоящий период.

Настало время рассмотреть третий и пятый принципы. В третьем принципе, среди прочего, отмечено, что внешняя политика — инструмент, направленный на достижение высших национальных целей, самой важной из которых являются экономические интересы страны и что цель политики – служить экономике. Это повышенное внимание к экономике возникло неспроста, оно, скорее, указывает на стратегическую направленность ОАЭ в предстоящий период, где экономика будет являться главным двигателем внешней политики и направляющим ее «компасом». Пятый принцип определил добрососедство и развитие стабильных и позитивных политических и экономических отношений, а также отношений на уровне народов с этим окружением как один из важнейших приоритетов внешней политики.

ОАЭ уже приступили к реализации этого принципа, о чем свидетельствуют визиты в Турцию и Катар, а также контакты с Ираном с целью разрядить ситуацию. Они также начали работу по общими вопросами с учетом инвестиционных и экономических аспектов, особенно в отношениях с Турцией.

 

В дополнение к этому видению ОАЭ стремятся развивать отношения как с Китаем, так и с Россией. Что касается Китая, то отношения с ним характеризуются сотрудничеством и координацией на двустороннем, региональном и международном уровнях по большинству вопросов в рамках стратегического партнерства, подписанного между двумя странами 17 ноября 2012 года. В плане торгово-экономических отношений ОАЭ – один из лучших торговых партнеров Китая на Ближнем Востоке, являясь вторым по значимости торговым партнером после Саудовской Аравии. Только на них приходится около трети торгового обмена Китая с арабскими странами Залива. Объем торгового обмена между ОАЭ и Китаем в 2019 году достиг 48,67 млрд долларов США, зафиксировав рост на 6% в годовом исчислении. В ОАЭ работают 4 200 китайских компаний, 356 китайских коммерческих агентств и более 2 500 зарегистрированных китайских брендов. Сальдо прямых инвестиций китайских компаний в ОАЭ составило 6,44 млрд долларов в период с 2018 по 2019 год. Существует также совместный комитет ОАЭ-Китай, работающий над тем, чтобы вывести двусторонние отношения на более высокий уровень посредством координации, дискуссий и консультаций между двумя сторонами. Ход двусторонних отношений между двумя дружественными странами регулируется рядом подписанных соглашений по многим областям совместного сотрудничества, в частности, соглашением 1985 года об экономическом и техническом сотрудничестве между двумя странами, соглашением о создании совместного экономического комитета, соглашением о защите и поощрении совместных инвестиций, соглашением об избежании двойного налогообложения, соглашением 1992 года о сотрудничестве в области медицинских услуг, протоколом об импорте нефти из ОАЭ, соглашением о сотрудничестве в области культуры и СМИ между Китаем и ОАЭ, подписанным в мае 2001 года, и договором об экстрадиции 2002 года. ОАЭ выразили свою поддержку инициативе «Один пояс, один путь», выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, целью которой является создание сети торговли и инфраструктуры, связывающей Азию с континентами Европы и Африки, вдоль древних шелковых торговых путей.

Что касается эмиратско-российских отношений, то они уходят корнями в 1971 год и сейчас находятся на пике своего расцвета, особенно после подписания прочного стратегического партнерства, основанного на истории общих интересов. Партнерство двух стран началось с открытия посольства России в Абу-Даби в 1986 году, за которым последовало открытие эмиратского посольства в Москве в 1987 году и российского генерального консульства в Дубае в 2002 году. В 2018 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между ОАЭ и Россией, что стало важным шагом в укреплении двусторонних отношений. Рост торгового обмена между двумя странами составил 80%. В 2019 году стоимость ненефтяной двусторонней торговли составила около $3,7 млрд, темпы роста по сравнению с 2018 годом составили 8%. За первые девять месяцев 2020 года объем торгового обмена между двумя странами вырос на 60%. Обе страны также стремились продолжить установление стратегического инвестиционного партнерства, тем более что ОАЭ являются крупнейшим партнером России в Арабском заливе, а также входят в число 10 крупнейших иностранных инвесторов в России. Число российских компаний, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в ОАЭ, составляет более 3 000, в то время как ОАЭ инвестируют в России в нефтегазовый сектор, инфраструктуру, недвижимость и логистику. Министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бин Заид недавно заявил, что существует весьма важная область, в которой ОАЭ стремятся развивать сотрудничество с Россией, — это продовольственная безопасность. Сотрудничество между двумя сторонами было также значительным в области борьбы с пандемией коронавируса, охватившей весь мир. Эмиратская Group 42 (G42) совместно с китайской BGI Group разработала проекты по открытию в Абу-Даби лаборатории по исследованию коронавируса и проведению испытаний антивирусной вакцины. ОАЭ также стремятся использовать преимущества китайских технологий и искусственного интеллекта для создания «умных» городов, а также военных беспилотников, систем здравоохранения и возобновляемых источников энергии.

Этот стратегический акцент на отношениях с Китаем и Россией отчасти объясняется трансформациями, происходящими в регионе в связи с американским ориентиром на Тихий океан с постепенным уменьшением отсутствия в регионе Арабского залива в попытке сдержать Китай и защитить стратегические интересы США в регионе Китайского моря. Этот курс начался в эпоху президента Обамы и усилился во время правления нынешнего президента Джо Байдена. Укреплению этого курса способствовало значительное снижение объема американского импорта нефти из региона в течение последних десяти лет в результате бума добычи сланцевого газа в Северной Америке. С другой стороны, спрос на нефть вырос в Азии, особенно со стороны Китая, который в настоящее время является крупнейшим импортером сырой нефти из региона Арабского залива.

50-летняя Хартия, несомненно, является весьма амбициозной и инновационной инициативой в некоторых своих направлениях, которая всколыхнет ситуацию в регионе и вновь разожжет в нем конкуренцию в свете региональной гонки за экономическое лидерство. Теперь все зависит от способности реализовать эти инициативы так, чтобы они достигли своих результатов.

 

Благодаря 50-летней Хартии ОАЭ доказали не только свое лидерство в регионе, но и способность к инновациям, новаторству и проявлению инициативы, чтобы наметить путь не только для себя, но и для стран региона в целом.