Если рассматривать взаимодействие России и стран Центральной Азии: Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Крыгызстана, необходимо отметить важность использования правильных терминов. Обычно западные СМИ распространяют нарратив о российском влиянии в Центральной Азии (и необходимости его уменьшения). Это является пропагандистским трюком, поскольку правильно говорить не о влиянии, а об интересах (зачастую обоюдных) и сотрудничестве (как двустороннем, так и в формате различных объединений, например, ОДКБ и ЕАЭС).
Более того, учитывая, что страны Центральной Азии ранее входили в состав Российской Империи, а затем Советского Союза, следует помнить об исторических и культурных связях с Россией. Если Британия имеет формат содружества со своими бывшими колониями, активное взаимодействие России с частями некогда единой страны вполне обоснованно. А с точки зрения большой геополитики, где Россия представляет самую большую и могущественную страну в Евразии, закономерно.
При этом нужно отметить, что Россия проводит политику невмешательства в дела других стран и выступает за добрососедские отношения, которые будут всем на пользу. Хотя на Западе из России пытаются создать образ агрессивной державы, указывая на проведение специальной военной операции на Украине, это не так. Военный конфликт был обусловлен экзистенциальной угрозой со стороны Украины, которая была очевидна из-за стремительного желания войти в блок НАТО и проводимой Киевом политики фактического геноцида в отношении русскоязычного населения с 2014 г. Такой экзистенциальной угрозы со стороны государств Центральной Азии для России нет (и, хочется надеяться, не будет). А там, где проживает русскоязычное население (больше всего в Казахстане, но также есть небольшие диаспоры в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане), системного нарушения их прав и свобод не наблюдалось. Кроме того, во всех пяти республиках понимают свое стратегическое положение на карте Евразии и исходят из того, что Россия будет играть одну из ведущих ролей не только в регионе, но и в мире. Поэтому делать ставку на противопоставление Москве в угоду Западу там не собираются.
Хотя в регионе есть другие акторы, которые продвигают собственные интересы в Центральной Азии — от Китая с инициативой «Пояс и путь» и Турции, которая лоббирует экономические интересы через Организацию тюркских государств до соседних стран — Ирана, Афганистана и Пакистана, государств арабского мира и, конечно же, Запада. Запад представлен ЕС, а также США, которые помимо двусторонних связей взаимодействуют со странами Центральной Азии в формате С5 + 1. При этом с 2022 г. повестка Вашингтона стала более жесткой, с явно выраженным антироссийским курсом (в частности, США оказывают давление на руководство всех пяти стран, чтобы они ввели санкции против России).
Поэтому Россия вынуждена учитывать и эти факторы при формировании своей политики в отношении указанных государств.
В каждой из пяти стран помимо торгово-экономических связей Россия реализует крупные инфраструктурные проекты.
В Казахстане это совместное предприятие по производству грузовых автомобилей, химический комплекс по производству минеральных удобрений и участие в работе горно-обогатительных комбинатов. Одним из важных активов России на территории Казахстана является добыча урана. Также Россия занимает транзитом казахской нефти в страны Европы.
В Узбекистане Россия строит атомную станцию, которая позволит значительно экономить природный газ, который в настоящее время используется для выработки электричества.
В Таджикистане Россия инвестировала в строительство Сангтудинской гидроэлектростанции. С Туркменистаном Россия имеет газовый контракт. А в Кыргызстане российская сторона занимается добычей золота на руднике Джеруй (второй по величине после Кумтора).
По официальным данным межрегиональное сотрудничество со странами Центральной Азии становится одной из профилирующих форм углубления добрососедских отношений. 76 субъектов Российской Федерации развивают динамичные связи с Казахстаном, с Киргизией — 71, Таджикистаном — 80, Туркменистаном — 60 и Узбекистаном — 75.
Однако торговлю можно вести и со странами, которые находятся на других континентах. Важно еще раз подчеркнуть, что Центральная Азия находится в непосредственной близи к российским границам, следовательно, Москва заинтересована, чтобы в этих странах была благоприятная и спокойная обстановка. И укрепляя региональную безопасность Россия заботится как об интересах стран Центральной Азии, так и о своих собственных. Здесь наиболее активное сотрудничество ведется с Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном. во первых, все три страны входят в ОДКБ. И в начале января 2022 г., когда в Казахстане произошла попытка государственного переворота, российские войска по линии ОДКБ оперативно прибыли в страну для поддержания правопорядка. В Казахстане также имеется космодром Байконур, построенный во времена Советского Союза и находящийся в аренде у России до 2050 г. Оттуда до сих пор производится запуск как пилотируемых систем, так и ракет-носителей. Помимо площадки для запуска в космос Байконур представляет собой огромный научно-испытательный комплекс.
В регионе Россия имеет две собственные военные базы. Авиабаза «Кант» находится в Иссык-Атинском районе Чуйской области Кыргызстана. В соответствии с двусторонним соглашением между Россией и Кыргызстаном, подписанным 22 сентября 2003 года, на авиабазе размещены подразделения российских воздушно-космических сил. Официальное открытие состоялось 23 октября 2003 года, что сделало объект первой новой авиабазой, открытой Россией за рубежом с 1991 года. Там дислоцируется 999-я авиационная база 5-й армии ВВС и войск противовоздушной обороны ВКС России. На аэродроме базируются штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-8. Аэродром способен принимать самолеты Ан-22 (с неполной загрузкой), Ил-76 (с неполной загрузкой), Ту-154, Як-42, Ан-12 и более легкие, а также вертолеты всех типов.
В Таджикистане дислоцируется 201-я российская военная база. Военные силы базы активно участвуют в задачах по контролю за границей, предотвращая проникновение формирований ИГИЛ, используя новейшие средства беспилотной авиации и укрепляют безопасность государств в регионе. Кроме того, опытные наставники и инструктора российской базы обучают и выпускают специалистов вооруженных сил Республики Таджикистан. Также в горах Таджикистана расположен оптико-электронный комплекс «Окно», который находится в ведении воздушно-космических войск России. Это уникальное средство контроля космоса позволяет следить за несколькими сотнями объектов и получать до 1500 разнообразных характеристик в сутки по ведомым телам. Кроме того, многие годы Россия помогает Таджикистану в борьбе с наркотрафиком и обеспечением безопасности границы с Афганистаном.
С Узбекистаном и Туркменистаном таких отношений в области безопасности и стратегических проектов нет, хотя с Ташкентом в последнее время сотрудничество расширяется по ряду направлений. Туркменистан придерживается принципа полного военного и политического нейтралитета, поэтому не вступает в какие-либо региональные объединения. Но транспортно-логистические инициативы и энергетическое сотрудничество выходит на новый уровень, о чем с удовлетворением отмечали и российские чиновники, и представители указанных государств.
Как видим, для взаимодействия между Россией и странами Центральной Азии было и остается довольно много сегментов. И вряд ли страны Запада смогут потеснить Россию с уже занятых ею направлений. Хотя бы потому, что им нечего предложить взамен. А территориальная близость и географические особенности всех стран Центральной Азии будут неизбежно напоминать местной элите о роли России в регионе.