Российско-украинский кризис

Нынешняя информационная истерия по поводу «неминуемого вторжения» России в Украину не выдерживает никакой серьезной политической или военной критики. Независимо от наших оценок правительства Путина и киевских властей, в данный момент любая военная операция России против Украины была бы невыгодна и нецелесообразна прежде всего самому Кремлю. Для всех постмайданных властей Украины, тезис войны с Россией всегда был не только их любимым алиби собственных экономических и политических провалов, но и оправданием нарастающей борьбы с остатками демократических институтов в стране и прежде всего независимой прессы. Позавчера, 11 февраля 2022 года противозаконным решением полузаконного Совета национальной безопасности и обороны Украины был закрыт последний оппозиционный телеканал страны – «НАШ».

Впервые с 2014 года российские и украинские военные власти совпадают в оценке сложившейся на границе ситуации – концентрация российских войск у украинской границы не выше, чем несколько месяцев или год, или шесть лет назад; нет никаких свидетельств риска непосредственного вторжения России. На его вероятности – вопреки всей военной логике – настаивают исключительно США и их главный и наиболее агрессивный европейский союзник – Великобритания; страны, находящиеся в максимальном отдалении от зоны возможного конфликта.

Сама концепция российско-украинской войны кажется более чем сомнительной. Мощь армий и уровня их боевой подготовки сегодня несравнима, а в условиях уже гарантированного НАТО невмешательства в конфликт ее военными силами, риск «войны между Россией и Украиной» правильнее было бы назвать риском вооруженного свержения нынешнего киевского правительства, основной и единственный национальный проект которого в представительстве интересов коллективного Запада по дестабилизации правительства России. Но сама украинская власть в собственной стране сегодня настолько непопулярна и социальный результат всех её реформ начиная с переворота 2014 года столь катастрофичен, что её сохранение в нынешнем виде – лучший подарок Путину как внутрироссийский аргумент насчет того, что происходит с постсоветскими странами, когда к власти в них приходит прозападная оппозиция. Россия – не идеальная, не безгрешная и тем более не образцово демократическая, на фоне нынешней Украины выглядит очень благополучной страной и местом, которое куда ближе к той самой «европейской мечте», обещанной украинцам на Майдане. Нынешний политический провал Украины не представляет никакой угрозы власти Владимира Путина и внутри России безусловно усиливает его позиции. Реальной угрозой России было бы вступление Украины в НАТО с последующем размещением там направленных на нее ракет, но всем очевидно, что в обозримом будущем этого не произойдет. А политическая и экономическая цена вторжения в Украину была бы огромной, и в Москве это прекрасно понимают. Не говоря уже о чудовищной исторической травме военного столкновения двух столь близких народов, родственные, дружеские и культурные связи между которыми, несмотря на все усилия политиков, огромны.

Украинская официальная пропаганда, привычно не замечая множество собственных противоречий, отрицает риск сегодняшнего российского вторжения и одновременно с этим пытается формировать из гражданского населения отряды ополченцев для «противостояния агрессору» и говорит о неизбежности «партизанской войны против оккупантов». Наверняка кадры для ополченцев и партизан можно найти среди оболваниваемого последние семь лет антироссийской пропагандой населения, но очень сомнительно, что такая война против гипотетических оккупационных русских сил в Украине могла бы стать действительно народной.

Цели главного планетарного фейка наших дней – истерики о «неминуемом вторжении России в Украину» — фейка при очередном соучастии ведущих «серьёзных» СМИ, следует искать в коридорах спецслужб США и Великобритании, причем наверняка этих целей несколько, и не из последних – стремление не допустить экономического и политического сближения между Евросоюзом и Россией, что помешало бы более полному контролю западных корпораций над мировым энергетическим и сырьевым рынком. Надеюсь, у организаторов шоу хватит ответственности не доводить спектакль до военных провокаций, последствия которых могут срикошетить очень далеко от украинско-российской границы.