Рассматривая взаимосвязь православного христианства и России однозначно возникает ассоциативная связь между государством и этой религией. Хотя формально в Россия религия отделена от государства, Русская православная церковь Московского Патриархата считается довольно влиятельным институтом, в том числе за границей, как среди других православных церквей, так и в общественном восприятии в целом.
Исторически со времён установления в России монархии российская государственность была неотделима от православия. Православная монархия была установлена в результате борьбы с язычеством после Крещения Руси, сыгравшем ключевую роль в формировании российской государственности. Царь Иван Четвертый был коронован православным византийским обрядом. В целом установление монархии, исходя из её теории, связывается с религией и исполнением Божьей воли, выразителем которой и является монарх. В частности, русские монархи коронуются посредством православной церемонии, для них обязательно православное вероисповедание. При Петре I была провозглашена Российская империя, глава государства стал именоваться «император», который при этом носил титул «защитника Церкви», фактически возглавляя или контролируя Русскую православную церковь, имевшую статус государственной или господствующей. При Петре I институт патриаршества при Церкви был отменен и возвращен только во времена Советского Союза при личном участии Иосифа Сталина. При этом в советские годы роль Церкви, как и религии в целом, была ограниченной и строго регламентированной. После 1991 г. началось восстановление утраченных институтов Церкви и ее возрождение.
Исторически, не будучи самой старейшей, при учреждении Русская Православная Церковь сразу получила почётное пятое место среди церквей. Сейчас это самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь в мире.
Сразу необходимо отметить, что после раскола 9 века, когда произошло разделение на Западное католичество во главе с Папой Римским и на Восточное Православие, собственно Вселенская Православная Церковь имеет во главе Исуса Христа. И в свою очередь эта Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Церквей, в которые входят:
- Константинопольская
- Александрийская
- Антиохийская
- Иерусалимская
- Русская
- Грузинская
- Сербская
- Румынская
- Болгарская
- Кипрская
- Элладская (Греческая)
- Албанская
- Польская
- Чешская и Словацкая
- Американская.
Польская получила автокефалию (независимость) от Русской в 1948 г., Чешская и Словацкая в 1951 г., а Американская в 1970 г. Болгарская, Элладская и Албанская, также как и Русская в разное время получили автокефалию от Константинопольской церкви. При этом по количеству своих приходов и настоятелей (епископов и митрополитов), церкви не являются равнозначными. Хотя Константинопольская церковь, равно как Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская имеет свой патриархат с 451 года, она представляет собой в отношении экономики и организационной структуры довольно небольшой институт, правда ее патриарх претендует (необоснованно) на роль последней инстанции в разрешении каких-либо церковных споров. Поскольку нынешний патриарх Варфоломей в 2019 г. выдал постановление о придании недавно созданной «Православной церкви Украины» официального статуса, это вызвало конфликт среди поместных церквей.
Решение Константинопольского патриарха поддержала Иерусалимская и Александрийская церковь. Воздержались Албанская, Антиохийская, Грузинская, Элладская и Румынская. А все остальные, то есть шесть церквей высказались в поддержку Русской православной церкви (с нею этот блок составляет семь церквей).
Очевидно, что этот вопрос был политизирован и продавливался США и странами Запада, чтобы сделать как больше хуже для Москвы. И этот фактор указывает, что большинство, в том числе Православная Церковь Америки, выбрало сторону России.
Более того, в ответ на действия Константинопольского патриархата, Московский патриархат начал открывать собственные экзархаты (представительства) в странах Западной Европы, Африки и Юго-Восточной Азии. В частности, под лоно Русской православной церкви переходят священники из Александрийской церкви, которые посчитали действия своего настоятеля недопустимыми и нарушающими каноны Православия.
Безусловно, помимо прочего Русская православная церковь — активный актор в мировой политике. Русская церковь воспринимает окружающее ее внецерковное пространство как внешнюю для себя сферу и объект своей внешней деятельности, предмет которой составляет взаимодействие с государственными, общественными и другими религиозными структурами. В этом состоит отличие Русской церкви от государственных акторов мирополитических процессов с традиционным для них разделением на внешнее и внутреннее, обусловленным национальными границами. Таким образом, сферу, в которой Русская церковь проявляет себя как актор, можно соотнести со сферой ее внешней деятельности.
Русская православная церковь принимает участие в различных саммитах религиозных лидеров и организаций, структурах ООН. Ранее активно велось взаимодействие с институтами Европейского Союза и Совета Европы. Кроме того, согласно доктринальному документу «Основы социальной концепции Русской православной церкви», ее интересы охватывают такие сферы, как нация, государство, этика и светское право, вопросы войны и мира, политика, биоэтика, экология, международные отношения, глобализация и секуляризм. Поэтому характер работы Русской православной церкви носит поистине глобальный охват.
Если рассматривать исключительно экономическую сторону вопроса, то Русская Православная Церковь имеет довольно внушительные активы. Доходы от различной деятельности церкви, например, поступления от продажи религиозной литературы и других услуг, — по разным оценкам, составляют около 6 миллиардов рублей в год. Эти доходы налогом не облагаются. Структура поступлений и расходов закрыта. В то же время доходы церкви складываются в том числе и из поступлений от коммерческих предприятий. Такие доходы, согласно экспертным оценкам, составляют 55 процентов от бюджета организации. Спонсорские пожертвования — около 40 процентов.
Наконец, наиболее важный актив Русской православной церкви — это люди. При этом внутри России как церковь, так и власть заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве. А с объявлением «консервативного поворота» традиционалистские круги получили необычайную поддержку своих инициатив, что и создало благоприятный фон для возвышения в российской электоральной политике кластера регионов, которые условно называются “православным поясом”». Хотя можно обосновыть это различными общественными инициативами от лица Русской Православной Церкви и созданием новых институтов, также обязательно нужно учитывать и глубинный характер народных традиций и синергии идеологии государственничества с Православием, то есть идеологемы «Москва — Третий Рим», сравнение Запада с антихристом и других эсхатологических нарративов, которые придают Русской православной церкви уникальное и качественное измерение.