Истоки сионизма
Идея переселения евреев в Святую землю, начиная с 17-го века, возникла и зрела в умах английских и американских протестантов, для которых такое переселение должно ускорить Второе пришествие Христа.
Далекий от всякой религии уроженец Венгрии еврейского происхождения Теодор Герцль (1860-1904) придал этой идее политическую форму и привлёк к ней группу ассимилированных евреев. Однако сионизм остался бы всего лишь предметом обсуждения для этой узкой̆ группы респектабельных буржуа и интеллектуалов в Центральной̆ Европе, если бы движение это не подхватили и возглавили куда менее респектабельные российские евреи из черты оседлости[2].
Поэтому трудно переоценить российское влияние на сионистскую колонизацию и израильское общество. Именно активисты из России настояли на том, что Палестина, а не Уганда, вопреки Герцлю, который был готов принять это предложение британских властей, должна служить плацдармом воплощения сионистской̆ мечты. Именно они первыми ощутили себя «лицами еврейскоӗ национальности», которые, как все национальности, имеют право на самоопределение. (Общее с советским понятие «еврейская национальность» продолжает оставаться краеугольным камнем сионистской структуры государства.) Они стали первыми поселенцами-подвижниками, которые создали своё отдельное общество, даже не стараясь вписаться в мир иудеев, мусульман и христиан, живших тогда в Палестине. По примеру других стран поселенческой колонизации (settler colonialism) они образовали политический̆ и концептуальный̆ костяк – идею отдельного развития — на котором до сих пор зиждется сионистское государство.
Еврейское сопротивление сионизму также проявилось с наибольшей̆ силой̆ в России. Особый протест вызывает у противников сионизма уже упомянутое понятие «еврейской национальности», которое заменяет традиционное религиозное самосознание еврея.
В этом, вообще говоря, заключается одна из важнейших целей сионистской идеологии: создать из духовного сообщества иудеев некий̆ этнос, народ или расу. Именно против этого выступили крупнейшие раввины и мыслители как в России, так и за ее пределами, считая такой замысел не только опасным и бесчеловечным, но и глубоко противным всей иудейской традиции.
В основу государства Израиль положена идеология этнического национализма, возникшая в позапрошлом веке в Центральной и Восточной Европе. Для разрешения присущего именно Европе «еврейского вопроса»[3] по образу и подобию немецкого или польского национализма был создан его «еврейский» вариант — сионизм. В итоге на территории Палестины было образовано скроенное по европейским лекалам государство.
Известно, что в основе любой формы национализма лежит некое «воображаемое сообщество» (imagined community), однако искусственность некоторых сообществ явно обнаруживается уже с первого взгляда. Этнический национализм в Европе опирался на местное население, на присущие этому населению язык и культуру и имел своей целью создать и защитить национальное государство.
Уникальность сионизма состоит в том, что его идеологи были вынуждены создавать единый «еврейский народ» из разбросанных по миру людей, у которых, кроме религии, было мало общего: они говорили на разных языках, имели разную литературную, музыкальную и гастрономическую культуру.
Сионистам, подавляющее большинство которых с религией порвали и иудаизм презирали, пришлось не только сформировать и привить евреям исторически чуждое им светское национальное сознание европейского типа, но и создать для них общий язык. Вкратце сионистский план представлял собой националистическое движение, имевшее четыре главные цели: 1) превратить наднациональное религиозное самосознание, ориентированное на Тору и заповеди, в национальное самосознание, принятое в Европе; 2) создать на базе языка Торы и богословских трудов общий разговорный язык — иврит; 3) переселить евреев в Палестину; 4) установить над Палестиной политический и экономический контроль.
Если польские или венгерские националисты хотели получить лишь политический и экономический контроль над своей страной, то сионисты, стремясь одновременно решить все четыре задачи, поставили перед собой куда более трудную цель.
Эти идеи были в новинку для большинства евреев. Родившийся в Египте выдающийся мыслитель, переводчик Торы на арабский язык раввин Саадия Гаон (Саид бин Юсуф аль-Файюми, 882–942) писал, что евреев можно считать народом – он писал по-арабски и употребил слово «умма» — только потому, что они чтят Тору и её заповеди. Поэтому сионизм, движение революционное, последовательно вырывающее евреев из их исторической преемственности в попытке создать новую общность, был поначалу принят евреями в штыки.
Отношение евреев к сионизму и Израилю
Сегодня еврейское сопротивление сионизму многим кажется парадоксальным, ибо люди нередко путают евреев и сионистов, иудейство и сионизм, освященную веками еврейскую традицию и современный национал-иудаизм, интересы Государства Израиль и интересы евреев разных стран мира.
Поскольку такого рода смешение — часть сионистской идеологии, при рассуждениях об Израиле, необходимо различать (то есть четко отличать друг от друга) следующие понятия: сионизм и иудаизм; Израиль как государство, как страна и как Святая земля; евреи Израиля и евреи диаспоры; израильтяне — евреи и неевреи; сионисты-христиане и сионисты-евреи; наконец, антисионисты — опять же христиане и евреи. По мнению профессора философии Тель-Авивского университета Иосифа Агасси, когда государство Израиль называют «еврейским», происходит весьма реальное и очень опасное смешение понятий веры и национальности.
По своему происхождению идея физического переселения евреев в Землю обетованную — протестантская. В еврейской традиции «возвращение» означает совсем другое и преследует иные цели: оно — часть радикального, мессианского переустройства мира, а не решение перебраться на Святую землю. Большинство евреев в начале 20-го века отвергли чуждую иудейскому сознанию идею сионизма, которая не только возникла в кругах протестантов, но и пропагандировалась в основном атеистами и агностиками еврейского происхождения.
Причин еврейскому сопротивлению сионизму несколько. Иудейские источники, в частности Талмуд, предостерегают евреев от всяких попыток коллективно вернуться на Святую землю, тем более без согласия местного населения. Для религиозного тогда большинства евреев сионизм был радикальной выдумкой безбожников, целью которых было уничтожить самоё идентичность того, что Саадия Гаон называл «умма».
Сионистское движение имело чисто европейский характер и практически не нашло поддержки у евреев стран Азии и Африки.
Но и в Европе призыв сионистов «репатриироваться» очень напоминал лозунги антисемитов, которые также не считали евреев частью французской или германской нации и выкрикивали «Евреи, убирайтесь в Палестину!». Сионисты, так же, как и антисемиты, противятся интеграции евреев в своих странах. Связь сионизма и антисемитизма не случайна: идеология антисемитизма подпитывает движение сионизма. Более того, в своём порыве создать в Палестине «нового еврея» сионисты открыто выражали своё презрение по отношению к большинству евреев, которые сионизм не воспринимали. Ведь одной из основных целей сионизма, как и многих политических движений 20-го века, было и остаётся превращения еврея в некую новую сущность.
По мнению Йешаяху Лейбовича (1903–1994), израильского учёного и знатока Торы, образовался разрыв, который в Израиле и по сей день продолжает увеличиваться: разрыв между еврейством и иудейством. Это отличие — еврей как национальность и иудей как религия — возникло ещё в позапрошлом веке в России.
Сегодня оно воспринимается по-русски настолько естественно, что им начинается даже статья в русской Википедии о евреях. Более того, поскольку первыми, на рубеже 19-го и 20-го веков, колонизировали Палестину, создав там сионистские поселения, евреи из Российской империи, они, похоже, ввели это отличие и в современный иврит, где «иври» стало означать нового еврея, а «йеѓуди» — традиционного (то есть соблюдающего религиозные предписания).
Показательно, что в других языках это отличие отсутствует, как, впрочем, и понятие «еврейской национальности». Со временем, однако, слово «иври» потеряло своё революционное значение, и израильская номенклатура выработала для этого понятия термин «леом йеѓуди», что отражает умышленную терминологическую путаницу: сионистская идеология видит в любом еврее – причём, не спрашивая его — потенциального израильтянина.
С самого начала сионистской колонизации Палестины многие еврейские деятели осуждали презрение, с которым пришельцы отнеслись к местному населению. Даже один из ведущих теоретиков сионизма одессит Ашер Гирш Гинцберг (1856–1927), выступавший под псевдонимом Ахад Гаам («человек из народа»), после очередного посещения Палестины возмутился тем, что поселенцы-сионисты относились к арабам как к дикарям, чуть ли не как к вьючному скоту.
Впоследствии такое же отношение ощутили на себе приехавшие из мусульманских стран евреи, которых известный политолог профессор Нью-Йоркского университета Элла Шохат назвала «еврейскими жертвами сионизма». Это одно из проявлений ориентализма, проницательно разобранного в своей книге профессором Колумбийского университета Эдуардом Саидом (1935-2003).
И, наконец, многих евреев возмущали и возмущают применение насилия и этническая чистка, на которых основано государство Израиль. В 1948 году, в год одностороннего провозглашения сионистского государства в Палестине, Ханна Арендт (1907–1995) — крупнейший политический мыслитель ХХ в., еврейка, бежавшая из Германии в США, в прошлом активистка сионистского движения, провидчески предупреждала: «Даже если евреи победят в этой войне… «победители» окажутся в окружении враждебного арабского населения, запертыми в своих границах, под постоянной угрозой, вечно озабоченными обеспечением безопасности…».
Израильская политика с позиции силы стала основной причиной раскола в еврейских общинах и даже семьях. Для многих евреев Израиль заменил Бога, Тору и заповеди, и они, живя по всему миру, не отрывают глаз от этого политического образования. Оказывая ему безусловную моральную, политическую и экономическую поддержку, они не имеют при этом никакого влияния на поведение Израиля. Так что совершенно несправедливыми являются акты насилия, которым нередко подвергаются еврейские общины со стороны тех, кого возмущают действия Израиля. Не лишено иронии и то, что созданное как бы для защиты евреев сионистское государство стало для них на практике источником опасности.
В то же время немало евреев, особенно молодёжь, подчас дети и внуки заядлых сионистов, не только публично осуждают Израиль за угнетение и изгнание миллионов палестинцев, но и активно участвуют в акциях протеста и бойкота. Многим чужда сама идея «еврейского государства», воплощающая неприемлемую для них национальную и религиозную дискриминацию.
В Израиле такой раскол также существует, хотя в целом израильское общество, как предсказывала Арендт, неуклонно правеет и движется, по мнению, например, бывшего премьер-министра Эхуда Ольмерта или нынешнего президента Израиля Ицхака Герцога, в сторону апартеида и фашизма. Согласно опросам общественного мнения, отношение неарабского большинства Израиля к арабам из года в год ухудшается.
Это происходит несмотря на то, что Израиль обладает несравненным военным и экономическим преимуществом перед палестинцами, чьё сопротивление поэтому выражается, с одной стороны, вспышками терактов и засылкой примитивных ракет, а с другой — призывами к бойкоту. Следует отметить, что палестинские службы безопасности на западном берегу Иордана действуют в значительной степени как подрядчики своих израильских коллег в предотвращении индивидуальных терактов. Если вспомнить, что «террор» означает «устрашение», политика сионистских военизированных образований до 1948 года, а затем действия силовых структур Израиля последовательно направлены на устрашение арабов.
В то же время, лагерь мира, как называют сторонников восстановления справедливости в отношении палестинцев, продолжает терять влияние. Перспективы создания, предусмотренного соглашениями Осло палестинского государства сегодня весьма слабые, а идея единого и равноправного государства от реки Иордан до Средиземного моря ещё менее популярна в Израиле. Тогда как — официально или нет — мир между Израилем и арабскими странами сохраняется уже несколько десятилетий, положение палестинцев продолжает ухудшаться.
В отличие от иудаизма, одной из старейших религий мира, сионизм – это современное политическое движение, которое использует нередко религиозную терминологию. По этому поводу израильский ученый Амнон Раз-Крокоцкин иронично заметил: «В двух словах, наши претензии на Израиль таковы: Бога нет, и Он обетовал нам эту землю».
За более чем век сионистского присутствия в Палестине светский национализм, присущий сионизму в первые десятилетия, ныне угасает. Между тем усиливается движение национал-иудаизма, приверженцы которого стараются укоренить сионизм в иудейской духовной преемственности. Адепты национал-иудаизма считают сионизм выражением Божественной воли.
Сегодня сторонники национал-иудаизма политически представляют собой наиболее активное меньшинство. Именно они заселяют занятые в 1967 году территории и находятся на переднем крае правого национализма. Их представитель, Нафтали Бенет, стал летом 2021 года премьер-министром Израиля. Кстати, он первый премьер-министр, не ведущий своего происхождения из России: от Давида Бен-Гуриона (1876-1973) до Нетаньяху все лидеры Израиля — либо сами, либо их родители — родились в пределах Российской империи.
Изменения происходят и среди харедим, иудеев, которых в западных источниках часто называют «ультраортодоксами»[4]. Хотя они вот уже больше века составляют идеологический костяк иудейского сопротивления сионизму, в реальной жизни многие из них в опросах общественного мнения выделяются своими антиарабскими взглядами. В то же время большинство из них не служит ни в армии, ни в полиции и таким образом не участвуют в систематическом подавлении палестинцев.
Внешнее влияние и его пределы
Израиль славится своим динамизмом в экономике, технологиях, военном деле и многих других областях. Однако политика по отношению к местному палестинскому населению отличается завидным постоянством. Более того. основатели мирового сионизма, как и впоследствии руководители государства, избегают точного определения границ, на которые они претендуют. Именно так они поступали во время переговоров с мировыми державами о создании отдельного сионистского государства.
Тактика эта оказалась действенной, в мае 1948 года вопреки воле большинства населения Палестины и всех пограничных стран государство Израиль было провозглашено, однако его границы установлены так и не были. Расширение в пространстве присуще всей истории Израиля, так что его граница, подобно американскому фронтиру, все время перемещается, причём, аналогия с заселением европейцами Америки этим не ограничивается. В обоих случаях пришельцы стараются занять максимум земель, сводя к минимуму живущее на них местное население.
Израиль успешно сопротивляется внешнему давлению, поскольку оно, в отличие от Южной Африки в прошлом и России в настоящем, не сопровождается наложением каких-либо санкций. Поэтому многочисленные резолюции ООН, осуждение со стороны правозащитных организаций, в том числе еврейских, не оказывают на Израиль ощутимого влияния. Более того, риторика израильских дипломатов становится всё более самоуверенной и даже агрессивной.
Исключением можно считать лишь забытый многими эпизод Синайской войны 1956 года, когда под давлением США и СССР Израиль вывел войска с оккупированных египетских территорий. Израиль также освободил египетские территории в результате заключения мирного договора с Египтом. Но палестинские территории Израиль продолжает заселять своими гражданами, на практике сводя к нулю вероятность освобождения этих земель. Израильские руководители смогли не только умело защищать свои позиции, но и перейти в наступление. Под влиянием Израиля и его местных союзников многие страны приняли законы, запрещающие не только бойкот израильских товаров, но и – под прикрытием борьбы с антисемитизмом – даже критику израильских действий, направленных против палестинцев. Тем самым блокируются мирные способы внешнего влияния на Израиль.
Конечно, в истории бывают неожиданные повороты, но в настоящее время уверенный в своих силах, экономически развитый и технически продвинутый Израиль устанавливает сотрудничество с правительствами многих стран, не опасаясь серьёзных мер со стороны находящегося под прессом США «международного сообщества». Даже с сопротивляющимися этому прессу Россией и Китаем Израиль активно сотрудничает в ряде областей, в том числе в сфере высоких технологий. Мощный военно-промышленный комплекс, задача которого — производить и эксплуатировать ядерное и конвенциональное оружие, позволяет Израилю господствовать в своем регионе. По мнению экспертов, ни одна армия арабских стран, ни даже все они вместе не способны справиться с израильскими вооружёнными силами, которые, однако, менее эффективны в противостоянии партизанской борьбе.
Государство Израиль опирается на политическую и экономическую поддержку правящих кругов многих стран. Например, спустя несколько месяцев после израильской атаки на сектор Газа зимой 2008–2009 годов, в ходе которой погибло 1400 палестинцев и 9 израильтян, Израиль единодушно приняли в члены ОЭСР (OECD)— организации стран, в принципе исповедующих принципы демократии и рыночной экономики. Выдвинутые экспертами ООН обвинения Израилю в нарушении прав человека и даже военных преступлениях, совершенных в ходе нападения, ничуть не повлияли на результаты голосования в ОЭСР. Спустя несколько лет западные страны снова оказали поддержку Израилю, перекрыв воздушные и морские пути пацифистам разных стран, пытавшимся пробраться в Газу и на Западный берег реки Иордан для выражения солидарности с палестинцами. И столь благосклонное отношение к Израилю проявляется до сегодняшнего дня.
Если в начале своего пути Израиль опирался на иностранное военно-техническое содействие, сегодня он активно разрабатывает и экспортирует новые системы вооружения, включая программное обеспечение, позволяющее подслушивать и осуществлять постоянную слежку. Опыт ветеранов спецслужб и Армии обороны Израиля в подавлении палестинцев также стал важной статьей экспорта, особенно в государства правой политической ориентации.
Запад поддерживает Израиль еще и потому, что считает поселения, из которых выросло государство, по сути, европейскими, во многом похожими на старые европейские колонии на других континентах. Чувство вины за нацистский̆ геноцид, которым некоторые объясняют такое снисходительное отношение, сегодня играет меньшую роль, нежели стратегические интересы Запада, представляемые Израилем в регионе. Для американских военных стратегов Израиль представляет собой «непотопляемый авианосец». Более того, идеологически Израиль открыто позиционирует себя в качестве защитника Запада от воображаемой угрозы со стороны мусульманского Востока.
Израильские власти предпочитают полагаться на внешнюю политическую поддержку обладающих немалым влиянием во многих странах христиан-евангелистов. Они не только разделяют эту угрозу, но и поддерживают Израиль из своих религиозных чувств, не поднимая, в отличие от евреев, неприятных вопросов. К тому же число христианских сионистов во много раз превышает всё еврейское население мира. Возникнув в протестантской среде, сионизм продолжает находить в ней своих самых надёжных приверженцев. Поэтому не израильское лобби в США и других странах давно уже не еврейское, так как роль в нём евреев постепенно уменьшается.
Поддержка Израиля западными руководителями осуществляется вопреки общественному мнению: большинство жителей западных стран считают, что Израиль преследует агрессивные цели, угнетает коренное палестинское население и представляет собой угрозу международной стабильности.
Такой демократический дефицит ещё более отчётливо проявляется в общественном мнении арабских странах, которые установили отношения с Израилем, в том числе и тех, кто сделал это в 2020 году под влиянием президента Трампа. Конечно, отрыв руководителей от граждан своих стран проявляется во многих других сферах, не только в вопросе отношений с Израилем. В данном случае правительства арабских стран проявили свою классовую солидарность с правящими кругами Израиля, игнорируя присущие арабским массам чувства солидарности с палестинцами. Установление дипломатических отношений с Египтом, Иорданией и другими арабскими странами пока не оказывает сдерживающего влияния на израильскую политику в отношении палестинцев.
Заключение
Сионизм представляет собой современное политическое движение. Он служит основополагающей идеологией израильского государства и представляет собой вызов традиционному еврейскому мировоззрению, сформированному тысячелетиями практики иудаизма, одной из старейших форм монотеизма. Хотя в последние десятилетия усиливается тенденция к политическому использованию религиозной риторики, особенно в среде последователей национал-иудаизма, не следует смешивать сионизм как идеологию и иудаизм как религию. Тем более не следует считать всех евреев сионистами, ибо в мире куда больше сионистов-христиан, а среди критиков Израиля важную роль играют евреи.
В политическом смысле израильское общество движется вправо. Принятый в 2018 году закон о национальности открыто заявляет о главенствующем статусе евреев. Израиль позиционирует себя как «государство еврейского народа», в не государство всех своих граждан. Оно вызывает восхищение правых сил во многих странах мира и привлекает к себе евреев такого рода националистической ориентации. В то же время отвергающие эту ориентацию молодые израильские евреи «голосуют ногами», то есть эмигрируют в другие страны, ослабляя тем самым «лагерь мира» в самом Израиле.
Внешние попытки сделать политику Израиля более открытой по отношению к палестинцам ощутимых результатов не дают. Установление дипломатических отношений с арабскими странами также не улучшает положение палестинцев. На практике, благодаря эффективной политике устрашения, между Израилем и всеми арабскими странами мир существует уже несколько десятилетий. Однако такого рода мир – это скорее отсутствие войны, чем мирное сосуществование народов этих стран. Время покажет, сможет ли возникнуть такое взаимодействие и насколько оно повлияет на ослабление хронического напряжения в Израиле и на контролируемых им территориях.
[2] В Российской империи евреи, за небольшими исключениями, были обязаны жить в пределах черты оседлости, в которую входили западные губернии. Это ограничение было упразднено революцией 1917 года.
[3] Так называли тогда проблемы, связанные с дискриминацией, преследованиям и насилию, которым подвергались евреи в большинстве европейских стран.
[4] Их легко опознать по одежде, ибо они неизменно одеваются в чёрные костюмы и белые рубашки.