Начав 24 февраля 2022 года военную операцию против Украины, правительство Российской Федерации заявило, что одной из задач кампании является денацификация данной страны. Это требование выдвинул глава МИДа РФ Сергей Лавров, заявив, что Киеву предстоит пройти процесс денацификации, подобно Германии после 1945 года. Денацификация входит так же в число требований, которые выдвигает Москва на мирных переговорах с правительством Зеленского, которые идут в Белоруссии и Турции. (1) В свою очередь, правительство Украины и союзные ей страны Запада на официальном уровне категорически отрицают нацистский характер нынешнего киевского режима, и сводят проблему к российской пропаганде.
Для понимания ситуации нам надо обратится к истории Украины. До 1917 года земли, населенные украинцами, принадлежали Российской и Австро-Венгерской империям, которые рухнули в результате Первой мировой войны. Это привело к возникновению недолговечной Украинской Народной Республики (УНР), которая с первых дней своего существования оказалась охвачена гражданской войной и вовлечена в конфликт с соседними странами. В промышленных регионах на востоке страны (нынешние территории ЛНР и ДНР) была провозглашена Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР). На юге Украины формировались армии русских контрреволюционеров-белогвардейцев, с запада наступала Польша, стремившаяся захватить все земли, населенные поляками. К 1920 году УНР была уничтожена. Большая часть ее земель оказались под контролем УССР, которая в 1922 году вступила в состав Советского Союза. Западная Украина стало частью польского государства.
Потерпев поражение, украинские националисты оказались в подполье или в эмиграции. На территории Советской Украины сторонники независимости были жестоко подавлены секретной полицией, а население серьезно пострадало от голода во время коллективизации, но с другой стороны власти СССР способствовали развитию украинской культуры, языка, образования и промышленности. Ситуация в других странах, где проживало украинское меньшинство, была более сложной. В Польше, Румынии, Венгрии, у власти стояли радикальные националисты, которые проводили политику подавления и дискриминации религиозных и этнических меньшинств. Это, в свою очередь, приводило к радикализации украинского подполья.
В 1929 году, в результате объединения нескольких националистических групп была создана Организация Украинских Националистов (ОУН). Британский социолог Майкл Манн отмечал, что период между мировыми войнами стал временем расцвета радикальных националистических и фашистских движений в Восточной Европе. (2) Это было связано с бедностью и отсталостью данного региона, наличием в нем большого количества национальных и религиозных конфессий, примером «успешных» фашистских движений в Италии и Германии, странах на которые традиционно ориентировались восточноевропейцы.
Аналогом ОУН было хорватское движение усташей, венгерские «Скрещенные стрелы», румынская «Железная гвардия», словацкие Глинковцы и др. Как писал Манн, это фашистские организации, как правило, выступали против правых и консервативных режимов восточноевропейских стран с еще более националистических, ксенофобских и антисемитских позиций. (3)
Лидеры украинских националистов мечтали о создание Украинской империи, которая должна была доходить до границ с Китаем. Михаил Колодзинский, один из лидеров ОУН, писал в своей книге «Украинская военная доктрина»: «В первой фазе революции— или, скорее, восстания— мы, после освобождения этнических земель, должны остановиться у Волги, а потом бросить все боеспособное к линии Могилев — Саратов и перевести войну в Казахстан, чтобы оказать помощь местным нашим колонистам и угрожать московским индустриальным центрам в Магнитогорске и Кузнецке.
Освободившись, мы не можем оставить Казахстан на божье произволение или москалям. Он тесно связан с нашим освобождением. Так что восточные границы нашей державы должны опираться на Алтайские горы и Тян-Шау». Национальные меньшинства в границах нового государства должны были «денационализироваться» или истребляться. Как писал тот же Колодзинский: «Безусловно, гнев украинского народа к евреям будет особенно страшен. Мы не станем этот гнев подавлять, наоборот — увеличивать, потому что чем больше погибнет жидов во время восстания, тем лучше будет для Украинского Государства, потому что евреи будут единственным меньшинством, которое не сможем охватить нашей денационализационной политикой…» (4)
Неудивительно, что ОУН в 1930-ее годы воспринимался как угроза практическим всеми странами Восточной Европы. Руководство и активисты украинских националистов подвергались репрессиям, те в свою очередь отвечали террористическими актами. Уже упомянутый выше Михаил Колодзинский был казнен венгерскими властями. Другие видные вожди украинского движения — Степан Бандера, Евгений Коновалец, Роман Шухевич стали жертвами советских спецслужб. Накануне Второго мировой войны основным союзником ОУН становится нацистская Германия. На немецких военных базах была начала подготовка украинских диверсантов, которые должны были быть использованы в войне против Чехословакии, Польши и Советского Союза.
Члены ОУН не успели принять участие в войне против Польши, но они активно содействовали немецким войскам во время нападений на Советской Союз 22 июня 1941 год. Они воевали в составе диверсионных подразделений Третьего рейха, а также шли на службу в немецкую полицию. Правда, в дальнейшем отношения между украинскими националистами испортились, после того как стало ясно, что Гитлер не намерен предоставлять Украине независимость, а хочет использовать ее как колонию. Некоторые лидеры ОУН были арестованы немцами и казнены, другие продолжали сотрудничать с нацистами, третьи сохраняли нейтралитет и накапливали силы.
С начала немецкого вторжения вооруженные отряды ОУН были использованы для террора против национальных меньшинств. Основными жертвами националистов стали евреи и поляки. После занятия немцами Львова 30 июня 1941 года произошел Львовской погром, в ходе которого активисты ОУН убили несколько сотен евреев. Истребления еврейского населения Украины националистами активно продолжалось до 1943 года, когда поражение Третьего рейха стало неминуемым, и руководство украинских националистов начало стараться скрыть свою роль в Холокосте. (5)
В конце февраля 1943 года столкновения между польским и украинским жителями Волыни (историческая область на Украине — А.К.) привела к волне насилия, которая вошла в историю как «Волынская резня». И поляки и украинцы стремились уничтожить соседей, чтобы в дальнейшем присоединить регион к польскому или украинскому государству. Действия украинских националистов оказались более «эффективными» и привели к гибели от 30 до 40 тысяч поляков. Этнические чистки проводились силам Украинской Повстанческой Армии (УПА), созданной ОУН на рубеже 1943-1943 гг. Жертвами расправ стали так же украинцы-католики, русские, чехи, и армяне. (6)
В 1943 году нацистами из числа украинцев была сформирована 14-ая дивизия СС «Галичина», которая до конца Второй мировой войны принимала участие в боевых действиях как против советских партизан, так и против восточноевропейских партизан. После капитуляции Третьего рейха, солдаты дивизии сдались американцам, и эмигрировали в США и другие европейские страны. (7)
После отступления немецких войск с территории Украины, отряды УПА до начала 1950-хх годов вели партизанскую войну против СССР, Польши и Чехословакии, пока не были уничтожены силами безопасности.
Сотрудничество с нацистами и террор против мирного населения сильно подорвало репутацию украинского национального движения, хотя его активисты после Второй мировой войны, старались представить свое сотрудничество с Третьим Рейхом как вынужденно и даже старались представить ОУН и УПА как силу, которая одновременно сражалась и против нацистов и против коммунистов, позиционируя себя как «жертву двух диктатур».
После распада Советского Союза, Украина, как и многие другие государства постсоветского пространства, начала создавать свой национальный миф. Украинские историки и политики долго дискутировали о месте, которое в нем будут занимать Семен Петлюра, Степан Бандера, Роман Шухаревич и другие неоднозначные персонажи истории страны.
Переломным моментом в этом процессе стали драматические событие 2014 года, которые Запад представляет как «Революцию достоинства», а Россия — прозападным правым переворотом. Важную роль в свержении президента Владимира Януковича сыграли активисты правых организаций «Свобода» и «Правый сектор». Хотя они составляли незначительный процент участников демонстраций, именно ультраправые шли в авангарде уличных боев и формировали общественный дискурс. Как сообщал британский канал 4News: «Флаги «Свободы» постоянно развивались на площади Независимости, а на фотографиях столкновений также было видно присутствие воинствующих крайне правых группировок, с неонацистскими флагами и красно-черными знаменами УПА… Когда левые группы пытались присоединиться к протестам, на них нападали и их избивали фашисты. «Свобода сейчас идеологически лидирует. Фашизм сейчас это мода, и в него вовлекается все больше и больше людей». (8)
Победа нового режима означала завершение исторической дискуссии. Пособники нацистов были включены в пантеон украинских национальных героев. В городах страны стали появляться улицы, названные в честь людей принимавших участие в убийствах поляков и евреев. Это даже вызвало недовольство в Варшаве, несмотря на теплые отношения, которые Польша испытывала к пост-майдановской Украине. (9)
В ноябре 2021 года российская делегация в ООН поставила на голосование резолюцию о борьбе с героизацией нацизма и неонацизма. В итоге резолюция была принята 121 голосом при 53 воздержавшихся. Против голосовали только две страны — США и Украина. (10)
Еще более тревожным сигналом стали интеграция членов ультраправых и неонацистских организаций в силовые структуры Украины. Именно они стали костяком так называемых «батальонов национальной гвардии», которые спешно формировались в 2014 году для подавления антимайдановских выступлений и начавшейся войны на Донбассе.
Наиболее печально известным подобным подразделением стал батальон «Азов». Его ядром стали фанаты футбольного клуба «Металлист» города Мариуполь. Этот отряд принял участие в войне на Донбассе и в дальнейшем был преобразован в полк. Даже западные средства массовой информации были вынуждены признать, что «Постмайданная Украина — единственная в мире страна, имеющая неонацистское формирование в своих вооруженных силах». Газета «Гардиан» писала, что «многие из членов [Азова] связаны с неонацистскими группировками, и даже те его бойцы, кто высмеял идею о том, что они неонацисты, не дали убедительных опровержений обратного». (11)
«Азов» ведет активную международную деятельность, приглашая на службу членов ультраправых группировок со всего мира. В нем проходят боевую подготовку неонацисты из Скандинавии, Великобритании, Израиля, Белоруссии и других стран. С батальоном «Азов» был связан Роман Протасевич, редактора канала Nexta, одна из ключевых фигур в попытке свержения в 2020-ом году президента Беларуси Александра Лукашенко. Российские и белорусские власти считали, что Протасевич принимал участие в боевых действиях на Украине. Западные СМИ утверждают, что он был там только как журналист, но не отрицают, но командование «Азова» подтверждает, что Протасевич разделял идеи этого отряда. (12)
Из рядов правых партий и батальонов национальной гвардии ультраправые и неонацисты легко занимают ключевые посты в силовых структурах Украины. Так, заместитель командира «Азова» Вадим Троян стал начальником полиции Киевской области. Как писало украинское правозащитное издание, до 2014 года, Троян был активистом неонацистской группы «Патриоты Украины», которая занималась нападениями на мигрантов, цыган и чернокожих. (13)
Портал NBC news вынужден признать, что «даже несмотря на то что Путин занимается пропагандой, верно и то, что у Украины есть реальная проблема с нацизмом — как в прошлом, так и в настоящем». (14) Но заявленную российскими властями «денацификацию», как цель военной операции против Киева, тоже следует принимать с определенными оговорками.
Несмотря на то, что нацизм является важным фактором украинской политической жизни, режим этой страны трудно назвать полноценной нацистской диктатурой. Скорее всего он напоминает, порядки, существовавшие во многих зависевших от США странах Латинской Америки, где при наличии парламентских институтов, ультраправые боевики и «эскадроны смерти» использовались для борьбы с оппонентами режима.
Проблемы, описанные выше, типичны не только для Украины, но и для многих других государств Восточной Европы, прежде всего Прибалтийских государств, где имеет место героизации лиц воевавших в составе формирований Третьего рейха.
Наконец, российская сторона до сих пор не уточнила, как, по ее мнению, должна осуществлять денацификация Украины по завершению боевых действий. Все это наводит на мысль, что проблема борьбы с нацизмом скорее является предлогом для начала войны, истинные причины которой кроются в геополитических противоречиях между Россией и Западом.
2) Манн М. Фашисты, М. 2019, С. 98.
3) Там же
4) Зайцев А. Ю. (укр.)рус.. Воєнна доктрина Михайла Колодзінського. // Україна Модерна. — 2013 — № 21: Фашизм і правий радикалізм на сході Европи, http://uamoderna.com/images/archiv/2013-20/Kolodzinsky.pdf (дата обращения, 14.03.2022)
5) Himka J-P, The Lviv Pogrom of 1941: The Germans, Ukrainian Nationalists, and the Carnival Crowd, in Canadian Slavonic Papers Revue, V. 53, 2011 — Issue 2-4.
6) Portnov A. Clash of victimhoods: the Volhynia Massacre in Polish and Ukrainian memory, https://www.opendemocracy.net/en/odr/clash-of-victimhood-1943-volhynian-massacre-in-polish-and-ukrainian-culture/, OpenDemocracy, 16.11.2016, (дата обращения, 14.03.2022)
7) Liphshiz C, Hundreds in Ukraine attend marches celebrating Nazi SS soldiers, The Time of Israel, 04.05.2021, https://www.timesofisrael.com/hundreds-in-ukraine-attend-marches-celebrating-nazi-ss-soldiers/, (дата обращения, 14.03.2022)
8) Whelan B, Ukraine: far-right extremists at core of ‘democracy’ protest, 4News, 24.01/2014 https://www.channel4.com/news/kiev-svoboda-far-right-protests-right-sector-riot-police, (дата обращения, 14.03.2022)
9) Ukrainian public tv glorifies war criminal. Pl ambassador protests, TVP world, 08.04.2019, https://tvpworld.com/42115693/ukrainian-public-tv-glorifies-war-criminal-pl-ambassador-protests, (дата обращения, 14.03.2022)
10) General Assembly Adopts 59 Third Committee Texts on Trafficking in Persons, Equitable Access to COVID-19 Vaccines, as Delegates Spar over Language, https://www.un.org/press/en/2021/ga12396.doc.htm, (дата обращения, 14.03.2022)
11) Walker S, Azov fighters are Ukraine’s greatest weapon and may be its greatest threat, The Gardian, 10.09.2014, https://www.theguardian.com/world/2014/sep/10/azov-far-right-fighters-ukraine-neo-nazis, (дата обращения, 14.03.2022)
12) Lokhov P, Journalist or soldier? Meduza dissects allegations that Roman Protasevich (arrested in the Ryanair Minsk incident) served with a neo-Nazi Ukrainian paramilitary unit, MEDUZA, 28.05.2021, https://meduza.io/en/feature/2021/05/28/journalist-or-soldier, (дата обращения, 14.03.2022)
13) Coynash H, Disastrous Police Appointment, Kharkiv Human Rights Protection Group, 07.11.2014 https://khpg.org/en/1415367345, (дата обращения, 14.03.2022)
14) Ripp A, Ukraine’s Nazi problem is real, even if Putin’s ‘denazification’ claim isn’t, THINK, 05.03.2022, https://www.nbcnews.com/think/opinion/ukraine-has-nazi-problem-vladimir-putin-s-denazification-claim-war-ncna1290946, (дата обращения, 14.03.2022)