Британцы выделили ряд государств, которые могут пострадать после ноября 2024 г.
Британский аналитический центр Economist Intelligence издал любопытный доклад, названный «Индекс рисков Трампа: глобальное влияние нового президента США». Из названия можно понять, что британцы пытаются спрогнозировать, как возвращение Дональда Трампа на пост президента США повлияет на ситуацию в других странах. Прежде всего, речь идет о негативном влиянии.
Безусловно, президентские выборы в США в ноябре станут ключевым событием для мировой экономики и геополитики. Как пишут авторы доклада «мы ожидаем чрезвычайно напряженной борьбы между кандидатами от демократов и республиканцев.
Предполагаемый кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, если он вернется на свой пост, инициирует радикальные политические изменения в различных областях, от торговой политики до национальной безопасности. Глобальные последствия этих изменений означают, что последствия президентства Трампа заслуживают всестороннего изучения.
Мы разработали индекс для оценки влияния президентства Трампа на отдельные страны. Индекс рисков Трампа (TRI) использует количественные показатели для оценки степени уязвимости 70 крупнейших торговых партнеров США. Наша общая оценка рисков основана на оценке уязвимости в трех областях — торговле, иммиграции и безопасности, — где мы ожидаем важных изменений в политике при господине Трампе.
— Более высокие тарифы и торговые ограничения (вес индекса составляет 40%): мы считаем, что с некоторыми изъятиями и компенсациями Трамп выполнит свое заявленное намерение ввести общий тариф на импорт из США; он предложил фиксированную ставку в 10%, хотя мы считаем, что в конечном итоге она будет снижена. Вероятно, будут приняты дополнительные карательные меры в отношении политически чувствительного импорта, такого как сталь.
— Распределение бремени по обеспечению безопасности (вес в индексе составляет 40%): военная помощь США станет более условной, и Трамп будет стремиться сбалансировать ключевые отношения в сфере обороны. Администрация Трампа
усилит давление на союзников в сфере обороны, требуя увеличения финансовых и материальных взносов.
— Ужесточение пограничного контроля и мер безопасности (вес индекса составляет 20%): Мы ожидаем, что администрация Трампа увеличит финансирование строительства стены на границе и других стратегий сдерживания. Повышенное внимание будет уделяться выдворению мигрантов и некоторым дополнительным ограничениям о законных путях международной трудовой миграции и обучения.
Мы придаем больший вес в TRI основным направлениям, связанным с торговлей и безопасностью, и меньший — иммиграции, чтобы отразить относительную важность этих показателей для определения общего воздействия этих изменений на экономику страны. Большинство показателей оцениваются в относительном выражении, например, в сравнении с ВВП или численностью населения страны, но некоторые из них рассматриваются в абсолютном выражении.
Мы применяем систему баллов для оценки показателей в индексированном диапазоне от нуля (наименьшее воздействие) до 100
(наибольшая экспозиция) и используем это в качестве основы для ранжирования географических регионов».
В первой десятке партнеров США указаны Мексика (71,4 балла), Коста-Рика (59,1), Германия (52,9), Доминиканская Республика (52,6), Панама (50,8), Китай (50,4), Япония (49,2), Сальвадор (48,1), Вьетнам (47,1), Гондурас (45,8). Как видим, большинство стран из первой десятки — из Латинской Америки. Если Мексика имеет непосредственную границу с США и ее экспорт/импорт значительно связан с северным соседом, также как и вопросы миграции, то остальные страны Центральной Америки и Карибского бассейна попадают в зону риска из-за возможных ограничительных мер. Китай, Вьетнам и Германия рискуют из-за изменений в структуре двусторонней торговли. Впрочем, с Китаем это уже происходит, поскольку администрация Байдена как и республиканцы, занимает жесткую позицию в отношении Пекина и постоянно вводит новые ограничительные меры.
Что показательно, в списке нет Украины, как будто она не зависит от США хотя бы в отношении безопасности. Более того, на карте, которую представили Economist Intelligence, Украины вообще нет, хотя есть более мелкие европейские и азиатские страны. При этом Украина упоминается в контексте возможного незначительного влияния на Россию.
А в списке государств, на которые меньше всего повлияет переизбрание Трампа находятся следующие: Саудовская Аравия (9,4), Австралия (9,7), Польша (10), Морокко (10), Греция (13,1), Оман (13,1), Финляндия (17,1), Россия (18,1), Нидерланды (19,9), Хорватия (20,5).
Если брать по секторам, то в части протекционистских тарифов в первой десятке находятся Мексика, Китай, Канада, Вьетнам, Германия, Япония, Тайвань, Индия, Ирландия и Южная Корея.
В области безопасности при проведении более изоляционистской политике при втором президентском сроке Трампа в зону риска попадают: Коста-Рика, Панама, Германия, Болгария, Япония, Бахрейн, Ирландия, Мальта, Гватемала и Эстония. Как видим, даже в этом сегменте нет Украины. Отмечается, что такие союзники НАТО в Восточной и Центральной Европе, как Болгария, Эстония и Латвия, имеют высокий рейтинг, потому что причиной для беспокойства является их потенциальная уязвимость, если отношения между НАТО и Россией перерастут в открытый конфликт. Германия, в которой находится большое количество американских военнослужащих и которая тратит значительную часть ВВП на оборону, занимает третье место; в то же время, хотя Япония имеет некоторые схожие характеристики, она оценивается как несколько менее уязвимая из-за более высоких расходов на американское вооружение. Несколько латиноамериканских стран в том числе Коста-Рика и Панама, которые получают военную помощь США, но не имеют собственных расходов на оборону или их собственные расходы ограничены, также находятся на вершине рейтинга.
Среди основных союзников по НАТО (или эквивалентных им стран) Австралия, Финляндия, Греция и Польша считаются
наименее уязвимыми, чему способствуют их собственные высокие расходы на оборону и закупки вооружений в США. Оман и
Саудовская Аравия являются важными партнерами США в оборонной сфере на Ближнем Востоке, но они ограничены в возможностях для изменений при администрации Трампа из-за их собственных обширных военных расходов. Неприсоединившиеся
страны, такие как Индия и Сингапур, также имеют довольно низкую уязвимость, несмотря на тесные военные отношения сотрудничества с США, поскольку они в значительной степени полагаются на свои собственные оборонные ресурсы.
Помимо описательной части с возможными последствиями Economist Intelligence предлагает и меры по снижению рисков. Указано, что «правительства и предприятия могут разработать стратегии по минимизации рисков, связанных с изменениями в политике, которые, вероятно, произойдут при Трампе. Потенциальная администрация Трампа, вероятно, положительно воспримет недавнее обязательство Германии и Японии увеличить расходы на оборону. Можно было бы предпринять упреждающие шаги для снижения торговых рисков. Обеспечение надлежащего контроля для предотвращения реэкспорта китайских товаров в США во избежание введения тарифов помогло бы отвести одну из вероятных линий критики со стороны США. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции и энергоносителей в США могли бы смягчить опасения по поводу торгового дисбаланса. Компании, экспортирующие в США политически чувствительные товары, такие как сталь, могли бы рассмотреть возможность диверсификации рынка для хеджирования более высоких тарифных рисков.
Также может помочь налаживание тесных отношений между лидерами. Первый президентский срок Трампа показал, что
на принятие им решений может повлиять взаимодействие с другими лидерами. Тогдашний премьер-министр Японии, Абэ Синдзо смог добиться торговых уступок для своей страны благодаря осторожному обхаживанию Трампа.
Вполне вероятно также, что некоторые лидеры увидят в мистере Трампе идеологического союзника, с которым они смогут договориться по бизнесу и, возможно, обеспечить выгоды для своих стран. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан или
президент Аргентины Хавьер Милей выделяются как вероятные “трамписты” в регионах, где большинство других лидеров политических партий, скорее всего, окажутся идеологически далекими друг от друга. Возвращение мистера Трампа представляет опасность для некоторых стран, но не для всех».
С большой долей вероятности в Британии сами начнут действовать на упреждение, чтобы поиметь собственнные выгоды от будущих последствий для ряда стран. Хотя лейбористы уже начинают обхаживать Трампа, надеясь, с его помощью, вернуть себе позиции в Британии, опыт Лондона за прошедшие столетия показывают, что там не упустят своего шанса ловить рыбу в мутной воде.
Для России же может сыграть на руку продолжение декаплинга с Китаем, ухудшение отношений США с Вьетнамом и Индией, а также другими странами, которые ориентированы на сотрудничество с БРИКС+ и ШОС. Хотя и щелчок по носу ряду стран ЕС со стороны Белого дома будет полезен, чтобы там почувствовали свою вассальную зависимость и подумали о том, не лучше ли следовать стартегической автономии и собственным суверенным решениям, чем зависеть от прихотей политических элит США, которые в последнее время довольно противоречивы и нестабильны.