Конфликт на Украине: вопросы геополитики, идентичности и глобальной безопасности

Военная операция России на Украине, которая началась 24 февраля, стала неожиданностью как для граждан России, так и для других государств. Особенно для дальних стран, которые всегда воспринимали Украину и Россию как соседние дружественные и братские страны. А туристы, приезжавшие на Украину и в Россию؟ могли видеть лишь гостеприимных и радушных жителей. Из-за этого возникает когнитивный диссонанс — почему начался этот конфликт и на ком лежит ответственность? Попробуем ответить на этот вопрос, хотя это будет сделать не легко, учитывая технические ограничения для публикации.

В первые дни операции было мало понимания, почему это произошло, за исключением официальных заявлений российского руководства о необходимости демилитаризации и денацификации Украины. Также говорилось о том, что Запад и НАТО перешли красную черту, и Россия была вынуждена пойти на эти меры, о которых заранее предупреждала. Однако по прошествии более недели после начала военных действий, стали известны многочисленные детали, которые позволяют создать более полную картину и понять причины решения Москвы.

Но первый серьезный кризис в отношениях между странами возник в конце 2004 г., когда на Украине произошла так называемая Оранжевая революция и прозападный кандидат в президенты Виктор Ющенко оспорил результаты выборов. Именно при нем началась героизация бывших пособников гитлеровской Германии и поддержка со стороны властей радикальных националистических группировок.

В феврале 2014 г. после государственного переворота при открытой поддержке США, курс на нацификацию был усилен, русскоязычное население фактически было объявлено людьми второго сорта, которые не имеют даже права говорить на родном языке. Во многих городах от Одессы на юге до Харькова на северо-востоке вспыхнули акции протеста, на подавление которых были брошены армейские подразделения и боевики неонацистских группировок. Из-за начавшейся гражданской войны на Юго-Востоке и отделения Крыма, жители которого провели референдум и вернулись в состав России, стал очевиден курс на конфронтацию с Российской Федерацией. Попытки Москвы выступить в качестве посредника для урегулирования ситуации на Юго-Востоке привели к подписанию Минских соглашений, согласно которым Киев обязался прекратить огонь и решать спорные вопросы дипломатическим путем. Однако этого не произошло. Территория Донбасса, на которой местное население провозгласило отделение от Украины, подвергалось постоянным обстрелам, а ее жители — задержаниям, пыткам и внесудебным казням со стороны Службы безопасности Украины и неонацистских военизированных формирований, которые получили от нового руководства страны карт-бланш на насильственные действия. И эта ситуация длилась до второй половины февраля этого года.

Известно, что и в 2020, и в 2021 г. украинские войска концентрировали свои силы на юго-востоке, а в ответ Россия проводила учения у границы с Украиной. В конце 2021 г. когда происходила очередная концентрация украинских военных, Россия также перебросила войска к границе и объявила о проведении крупных военных учений. И если в 2020 г. Запад не реагировал на действия России, в 2021 г. началась дипломатическая истерика и обвинения России в провокациях. 22 февраля руководство России признало Донецкую Народную Республику (ДНР) и Луганскую Народную Республику (ЛНР). Взаимное соглашение, которое было сразу же подписано, включало оказание военной помощи. При этом украинская сторона продолжала обстрелы городов (нарушая Минские соглашения), из-за чего в ДНР и ЛНР была объявлена массовая эвакуация на территорию России. Рано утром 24 февраля военно-космические силы России нанесли удары по военной инфраструктуре Украины и с различных направлений началось наступление колонн — в большинстве пунктов пропусков они не встречали препятствия, кроме участка на Юго-Востоке Украины и границ с ДНР и ЛНР.

Почему эти действия начались именно в эти дни и почему Запад пытался оказать давление на Россию, чтобы она отвела войска? Дело в том, что, как подтвердил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, украинские войска при поддержке инструкторов НАТО уже готовили массированное вторжение на территории ДНР и ЛНР. Оно было запланировано на начало марта и действия России опередили Украину на несколько часов. Иными словами, это было упредительная акция, направленная на недопущение геноцида мирного населения. К сожалению, обстрелов ЛНР и ДНР со стороны Украины не удалось избежать из-за большой концентрации тяжелых вооружений. Но ведь нужно учитывать и жертвы прошлых лет — с 2014 г. в результате действий украинской стороны на Донбассе погибло примерно 14 тысяч человек!

Очевидно, что во время ударов по оперативным центрам украинского командования погибли и инструктора НАТО, которые там находились — это объясняет ту реакцию, которая последовала со стороны стран этого блока. Большие арсеналы образцов западного оружие и боеприпасов были не только уничтожены во время высокоточных ударов, но и захвачены впоследствии во время сухопутных операций. Это свидетельствует, что милитаризация Украины шла достаточно высокими темпами.

Также по данным российской разведки США намеревались тайно помочь Украине в создании ядерного оружия. Значит, слова президента Украины Владимира Зеленского 20 февраля о том, что Украина выйдет из соглашения о неядерном статусе, не были блефом. Если добавить к этому наличие баллистических ракет на вооружении Украины и последние достижения в этой области, которые часто объяснялись украинскими политиками как необходимость «нанести удар по Москве», военная операция России выглядит как превентивная оборона. Очевидно, что это не было решение самого Зеленского. То, что он является марионеткой США говорит тот факт, что по указанию Вашингтона ранее был разорван контракт с Китаем по покупке завода «Мотор-Сич», где производилась авиационная продукция. В американских СМИ и на сайтах официальных властей можно найти много публикаций о том, что США не допустят, чтобы Китай смог получить новые критические технологии, включая украинские. Установление контроля над атомными станциями на Украине (безопасность двух уже обеспечивается российскими войсками) также связано с необходимостью недопущения провокаций и утечки каких-либо материалов с атомных станций.

Еще одним важным фактором являлось наличие на Украине сети биологических лабораторий (15 штук), которые находились в крупных городах Украины и были в ведении Пентагона (Defense Threat Reduction Agency). Известно, что в рамках программы UP-8 во Львове, Харькове, Одессе и Киеве более 4000 украинских военных участвовали в экспериментах с патогенами и боевыми вирусами. Учитывая намечающуюся после начала операции на Украине, посольство США удалило со своего сайта информацию о проекте Ukraine BIOWEAPON LAB.

Сейчас со стороны Украины слышны возгласы, что у них нет никаких нацистских группировок. Однако факты показывают обратное. Во время голосования в ООН по резолюции, осуждающей героизацию нацизма в последние годы только две страны выступали против — это США и Украины. Достаточно и того, что в городах Украины, в том числе столице, стоят памятники нацистским преступникам, таким как Степан Бандера и Роман Шухевич, которые ,как и другие идеологи украинского национализма, говорили о превосходстве «украинской нации» — искусственного идеологического конструкта, направленного на противопоставление, в первую очередь, русским, но также и другим народам, проживающим на территории Украины. Роман Шухевич был заместителем командира нацистского батальона «Нахтигаль» и участвовал в уничтожении евреев Львова. Ему принадлежат слова: «Не надо бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из сорока миллионов украинского населения останется половина — ничего ужасного в этом нет».

Такую же политику продолжают сейчас нынешние последователи украинского неонацизма. Именно эти неонацистские батальоны представляют серьезную проблему и являются главной целью денацификации. Они используют в качестве живого щита не только украинских граждан, но и иностранцев (в основном студентов), не давая им выйти по гуманитарным коридорам. Минируют дороги и гражданские объекты. Осуществляют провокации против российских военнослужащих. В уже освобожденных городах препятствуют раздаче гуманитарной помощи населению. И, конечно же, строго следят, чтобы украинские политики как можно дольше затягивали переговорный процесс. А тех, кто предлагают альтернативные варианты, физически устраняют.

5 марта в Киеве возле Печерского суда был убит член переговорной группы со стороны Украины Денис Киреев. Служба безопасности Украины, которую обвинили в убийстве политика, заявила, что не причастна к его смерти. Возможно и так. Ведь накануне в Киеве начали раздачу стрелкового оружия всем желающим, без какого-либо контроля. А из тюрем выпустили заключенных, которым также дали оружие. Начались акты мародерства и убийства мирных жителей, вооруженные группы, не имея подготовки и соответствующей координации, начинали вести огонь друг по другу. Киев погрузился в кровавый террор бандитизма. Следует добавить, что Киреев обладал ценной информацией о финансовых связях украинских властей и так называемых добровольческих батальонов, которые состоят из неонацистов. Поэтому его могли устранить по причине обладания важными сведениями. Добавим, что сейчас на Украине находятся специалисты западных частных военных компаний, которые охраняют ключевых политиков и олигархов. Но они могут быть задействованы и для таких грязных дел, как убийства неугодных фигур.

Также нужно затронуть некоторые аспекты международного права, связанные с этим конфликтом. Во-первых использование термина агрессия недопустимо, поскольку Россия не ставит цель оккупацию страны. Во-вторых Украина уже нарушила статьи 13 и 17 Женевской конвенции об обращении с военнопленными — украинская сторона намеренно распространяла видеоматериалы, где были показаны российские военнопленные, которые подвергались избиениям и психологическому давлению. Кроме того, подразделения украинских военных намеренно размещали технику в гражданской инфраструктуре, без эвакуации мирного населения, что является военным преступлением в соответствии со статьей 8 римского статута международного уголовного суда. С 2014 г. Украина официально признает юрисдикцию международного уголовного суда, следовательно, эти действия должны быть расследованы. Наконец, открытый призыв со стороны властей Украины и прибытие иностранных наемников на территорию Украины вместе с бесконтрольной передачей оружия является серьезной угрозой для европейской безопасности в целом.

В общем, на Украине идет гибридная война, основы которой многие годы разрабатывали на Западе. Странная смесь профессиональных военных, неонацистских милитаризированных структур, части одураченного населения, которое назвали отрядами по территориальной самообороне и раздали оружие, бывшие заключенные, иностранные наемники — все они противостоят российской армии, а попутно занимаются мародерством, грабежами и террором местного населения. К этому добавим огромное количество фейков, дезинформации и пропаганды в западных СМИ, а также новые пакеты санкций против России, которые уже привели к расшатыванию мировой экономики.

Однако ни у кого не должно быть иллюзий, что Россия добьется своей цели по денацификации и демилитаризации Украины. За это придется заплатить высокую цену. Но однажды Россия (Советский Союз) уже заплатила за освобождение Европы от фашизма. Видимо, настало время новых жертв. Из-за глупости европейских стран, подстрекательства США и агрессивных действий украинского руководства. И чем быстрее на Украине (а также хозяева украинского режима на Западе) это поймут, тем будет лучше для всего мира. Но, прежде всего, для самой Украины. 5 марта президент России Владимир Путин заявил, что если руководство Украины не пойдет навстречу требованиям России, то этим будет поставлено под вопрос будущее украинской государственности.

Можно с уверенностью заявить, что и будущие отношения России с Западом никогда не будут такими как прежде. В какой-то мере можно сказать, что с одной стороны своими провокациями США добились того, чтобы навредить отношениям России и ЕС. Но, с другой стороны, это также означает, что время западной гегемонии закончилось. Теперь Россия будет усердно возрождать свою экономику и технологии — без влияния Запада и навязывания им своих правил игры. И Россия готова помочь другим странам освободиться от ига западного доминирования, чтобы вместе формировать новый, более справедливый многополярный порядок. Без нацизма и подобных ему античеловеческих идеологий. Текущий кризис на Украине — это сложный и непростой шаг к этому будущему.