«Руси» — значит правый»
С конца 1980-хх в Израиль эмигрировала около миллиона евреев из бывшего Советского Союза, что оказало значительное влияние на все сферы жизни израильского общество. Не является исключением и политическая жизнь сионистского государства. Уже в 2010 году бывший президент США Билл Клинтон в интервью журналу Foreign Policy отметил, что русскоязычные эмигранты могут помешать достижению мира на Ближнем Востоке и меньше всего склонны к компромиссам с палестинским населением. 1)
Заявление американского лидера естественно было подвергнуто критике, но с его взглядами солидарны и многие известные израильские общественные и политические деятели — правозащитник Ури Авнери, поэт Натан Зах, журналист Гидон Леви и многие другие. В своих публикациях и публичных выступлениях эти люди неоднократно заявляли о своем разочарование в «русской» эмиграции, которая поддержала самые правые и экстремистские тенденции в израильском обществе. 2)
К числу сторонников правого и ультра-правого лагеря относятся и большинство русскоязычных политиков Израиля, самым известным из которых является бывший министр обороны и нынешний министр финансов Авигдор Либерман, чья сомнительная «слава» ястреба распространилась далеко за пределы израильских границ. Среди поселенцев и правых экстремистов пользуются популярность такие фигуры как Авраам Шмулевич, бывший советский диссидент, а ныне раввин в Хевроне и сторонник «Великого Израиля», Лариса Трембовлер-Амир, жена Игаля Амира, убийцы премьер-министра Ицхака Рабина, правый террорист Авигдор Эскин осужденный в 2001 году за соучастие в осквернение мусульманских святынь и поджоге офиса пацифисткой организации «Дор Шалом», Татьяна Соскина распространявшая в Хевроне листовки с изображением свиньи и др. 3)
По словам израильских журналистов «атмосфера в русской прессе напоминает атмосферу, царившую в Германии перед приходом Гитлера к власти». 4), По их мнению, русскоязычные печатные издания, радиостанции и телеканалы отличаются профессионализмом, расизмом и неприкрытым фашизмом. Так крупнейшей израильской газетой на русском языке «Вести» в течение многих лет руководил бывший террорист Эдуард Кузнецов в 1970 году пытавшийся захватить советский самолет и угнать его в Израиль. Социолог Лили Галили пишет, что русскоязычные политические обозреватели называют арабо-израильский конфликт «ратологией» — «изучением крыс». 5)
Таким образом можно утверждать, что эмиграция из бывшего СССР стала важным фактором поправения израильского общества на рубеже XX-XXI веков и радикализации сионистского режима. Но чем объясняются правые настроения у самих эмигрантов?
Из элиты на дно общества
В СССР большинство евреев относились к верхним стратам советского общества. На 1989 год по проценту лиц с высшим образованием (43.3%) евреи Советского Союза уступали только евреям США (53.1%) и Канады (47.8%). В 1973 году из 100 тыс. советских ученных 3224 были евреями. 6) Евреи занимали выдающиеся позиции в культуре, общественной жизни, журналистике и политике. Еврейское происхождение считалось престижным — оно означало принадлежность к образованному городскому классу, интеллигенции.
Начавшиеся в конце 1980-хх годов рыночные реформы и политические потрясения — межэтническое насилие и гражданские войны нанесли сильнейший удар по благополучию советских граждан. Это повлекло за собой массовую эмиграцию. Спасаясь от нищеты и насилия миллионы людей искали спасения в более зажиточных странах. Это относилось не только к евреям, но и к немцам, грекам, финнами и другим меньшинствам имевшим возможность эмигрировать. Возможностью уехать искали и многие русские, украинцы, белорусы. Можно однозначно утверждать, что выезд русских евреев в Израиль был обусловлен прежде всего экономическими причинами.
Реалии Израиля не соответствовали ожиданиям бывших советских граждан, искавших спасения от наступавшего «дикого капитализма». В «Земле обетованной» их ждал тяжелый труд на неквалифицированных работах и статус граждан второго сорта. Это было связано не только с объективными трудностями трудоустройства нескольких сот тысяч человек, квалификация большинства из которых просто не имели применения в израильских реалиях, но и с целенаправленной дискриминацией эмигрантов. Ее корни лежат в идеологии и религии. Со времен Макса Нордау и Берла Борохова левые сионисты считали «галутных» евреев «выродившимися» и полагали, что только тяжелый физический труда сделает из них настоящих израильтян. Для религиозных евреев выходцы из СССР считаются бастардами («мамзерим»), потому что не могли соблюдать в условиях Советского Союза все религиозные обряды и предписания.
Согласно данным еврейской организации «Джойнт» 54% эмигрантов из бывшего СССР не считают, что израильтяне воспринимают их как равных граждан. 40% родителей утверждали, что их дети подвергаются насилию и дискриминации в школах. 7) Израильские СМИ вели пропаганду против приезжих утверждая, что «алкоголь и преступность у русских в крови». Лишь 6% от израильских госслужащих имеют «русское происхождение». Средняя заработная плата эмигрантов тоже одна из самых низких в еврейском секторе и превосходит только зарплату выходцев из Эфиопии. 8)
В сионистском лексиконе эмиграция в Израиль называется «алией», «восхождением», но приведенные выше данные свидетельствуют, что для русских евреев переселение в Израиль стало скорее падение вниз по социальной лестнице. Чем же тогда объясняется лояльность этих людей государству, которое обрекло их на статус чернорабочих и положение людей «второго сорта»?
Приручение к лояльности
Немецкий историк и биограф Адольфа Гитлера Иоахим Фест в своем фундаментальном жизнеописание фюрера Третьего Рейха отмечал, что одной из причин массовой поддержки нацизма заключалась в страхе германского бюргерства перед утратой своего статуса и пролетаризацией во время потрясений, последовавших после Первой Мировой Войны и Великой Депрессией. 9) Аналогичные процессы затронули и мигрантов из бывшего СССР, оказавшихся в Израиле. Цвет советской интеллигенции внезапно оказался в самом низу социальной пирамиды и был вынужден трудится по 12 часов в день на самых грязных и плохо оплачиваемых работах, получая минимальную оплату. Но правая пропаганда утверждала, что несмотря на это они являются «избранным народом», а их статус несравненно выше статус палестинцев, что помогло многим мириться со своим приниженным положением.
Выше мы уже отмечали, что большинство русскоязычных политиков и журналистов Израиля ассоциируют себя с правым лагерем. Это не является случайностью. До второй половины 1980-хх годов тема эмиграции советских евреев была прерогативой маргинальных кругов из числа ультраправых. Как писал Иосиф Менделевич, один из лидеров сионистов в СССР:
«Национально настроенные евреи просили о помощи, но еврейский мир безмолвствовал. Считалось, что от русских ничего нельзя добиться силой, только напортишь. «Тайные переговоры» длились десятки лет безрезультатно.
Тогда на сцене истории появился рав Меир Кахане. … На примере своей деятельности он уже разгадал причину бездеятельности американского еврейского истеблишмента. Это были финансовые и другие интересы, а также… страх. В 1969 году в США приехал Яша Казаков /Кедми/, которому удалось вырваться из СССР благодаря личному мужеству. В Израиле он пытался организовать борьбу за право выезда из СССР в Израиль, но израильские власти не были заинтересованы в конфликте с великой державой. И тогда ему кто-то посоветовал обратиться к раву Кахане». 10)
Да и сами сионистские активисты, уезжавшие из СССР в 1970-1980-ее годы, еще до эмиграции усвоили крайне правые взгляды. Рассматривая советский строй как своего врага, они поддерживали все противостоящие ему режимы и идеологические течения от Израиля, до диктатуры Пиночета и режима апартеида в ЮАР. В Израиле они получили возможность транслировать свои взгляды на широкую аудиторию. 11)
В результате этого, к началу 1990-хх годов политический актив эмиграции составляли люди с правыми и ультраправыми взглядами, которые неизбежно должны были увлечь за собой дезориентированных и плохо представляющих ближневосточные реалии мигрантов. 12) Если в течение 1990-хх многие эмигранты колебались в своем выборе, то в начале XXI века «русский» и «правый» становится в Израиле практически синонимами.
Впрочем, переход на правые позиции не был результатом исключительно внутренних процессов происходивших в общине эмигрантов из стран СНГ. Профессор Нью-Йоркского университета Элла Шохат описывая история восточных евреев в Израиле подчеркивает, что в 50-ее годы эмигрантов из стран востока («мизрахим») намеренно заселяли в приграничные районы, используя их в качества своеобразного «живого щита». 13) Подобная политика была применена и к эмигрантам из бывшего СССР, но на этот раз в качестве стимула были применены экономические стимулы — кредиты и подарки для приобретающих жилье в приграничных районах и на оккупированный территориях. Сегодня «русские» составляют значительное число жителей Ашкелона, Ашдода, Сдрота и других городов находящихся в зоне удара ракет из сектора Газы.
Выходцы из бывшего СССР стали и основными конкурентами палестинского населения Израиля и оккупированных территорий за рабочие места. И те и другие претендовали на плохо оплачиваемую работу на заводах, в больницах, на уборке. Через «русскую» эмиграцию израильская верхушка попыталась возродить старую доктрину «авода иврит» («еврейской работы») по вытеснению арабских трудящихся. Эмиграция оказалась особенно своевременна для Израиля поскольку она пришлась на период Первой и Второй Интифады и мигранты заняли места палестинских рабочих блокированных в своих городах. 14)
Лояльность или бунт?
Несмотря на притеснения и жизнь в нищете, большинство эмигрантов безусловно лояльны государству Израиль. Не имея возможности вернуться на родину, находясь в информационном вакууме они связывают свое будущие с данной страной и разделают идеологические установки, навязываемые им правыми СМИ.
Вместе с тем, поддержка государства не означает отсутствия критического отношения к политической системе. Голосую за «Ликуд» или за еще более радикальные политические группировки, «русские» видят в этом акт сопротивления «системе», которая угнетает и дискриминирует их. Русскоязычные средства массовой информации в Израиле активно пропагандируют тезис, что реальная власть в стране принадлежит «левым» («смоланим»), которые воздействуют на общественное мнение посредством прессы и судебной системы. Эта аргументация практические дословно повторяет тезисы американских «новых правых», утверждающих что им противостоит «так называемое «глубинное государство», deep state. Речь идет о своего рода братстве, объединяющем высокопоставленных правительственных чиновников, представителей судебной системы и прокуратуры, а также работников СМИ. В подавляющем большинстве эти круги накрепко спаяны с левыми. И они используют всю свою мощь и полномочия для продвижения идеологических и политических целей левого лагеря, попутно блокируя любые усилия правых, пытающихся реализовать свою программу». 15)
Конспирологические теории получили большое распространение среди эмигрантов из бывшего СССР еще в середине 1990-хх годов. Так книга Барри Хамиша «Кто убил Ицхака Рабина» утверждающая что бывший премьер-министр Израиля был убит в результате заговора спецслужбы страны была почти сразу же переведена на русский язык и пользовалась большой популярностью среди «русских». 16)
Здесь уместно провести параллель между евреями из стран СНГ и восточными евреями «мизрахим». Последние так же были объектом многолетней дискриминации со стороны израильского истеблишмента и после долгих колебаний в 1977 году оказали поддержку правой оппозиции под руководством Менахема Бегина. Сегодня «русские» евреи голосуя за Либермана, Беннета и Нетаньяху так же верят, что тем самым они сражаются с угнетающей их системой и верят в приход «настоящих» правых, которые отстоят их интересы.
Заключение
Правые настроения среди эмигрантов прежде всего существенно повлияли на результаты израильских выборов последних трех десятилетий. Уже во время компании 1996 года голоса выходцев из бывшего СССР склонили чашу весов в пользу кандидата от «Ликуда» Беньямина Нетаньяху. В 2003 году абсолютное большинство эмигрантов голосовали за Ариэля Шарона. 17) И в последующие годы «русские» последовательно продолжали голосовать за различные партии израильских правых. Учитывая, что речь идет о 20% израильского электората речь идет о факторе, которые закрепил правого и ультраправого лагеря в израильской политике. 18)
Роль эмигрантов так же весьма значительна, в продвижение израильской пропаганды на постсоветском пространстве. За каждым обострением палестино-израильского конфликта следует активизация русскоязычных израильтян в социальных сетях. Многие из них до сих пор имеют друзей и родственников в России, Украине, Казахстане, которые воспринимают происходящие на Ближнем Востоке глазами своих израильских корреспондентов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 49% пользователей социальных сетей занимают активную произраильскую позицию. 19)
Многие эмигранты являются и штатным журналистами российский СМИ, главным образом праволиберального толка. Примером может служить колумнистка ведущего российского интернет-издания Газета.ru Юлия Меламед, которая, придерживаясь либеральных взглядов в публикациях о России, и одновременно является ярой израильской националисткой. 20)
Несмотря на то, что «русская» община в Израиле постепенно ассимилируется, в ближайшие два десятилетия она продолжит оказывать влияние на политическую ситуацию как внутри сионистского государства, так и на отношение к ближневосточному конфликту в странах СНГ.
Примечательное, что если во внутриполитической жизни Израиля эмигранты будут скорее дестабилизирующим фактором, выступающим за углубление конфликта с палестинцами, ортодоксальным евреями и израильскими диссидентам, то на постсоветском пространстве они являются важным элементом израильской «мягкой силы» и пропаганды.
Как было отмечено выше, правые настроение начали складываться среди эмигрантов еще до их отъезда в Израиль, и они были связаны с отрицанием политических и идеологических установок, господствовавших в СССР. Под контролем правых радикалов оказались русскоязычные СМИ и политические организации «русской улицы» Израиля. Декларируя правые и антиарабские догмы, эмигранты так же стремились сблизится с большинством израильского населения — «научить их родину любить».
В тоже самое время для многих выходцев из бывшего Советского Союза поддержка израильских правых радикалов стало реакцией на бедственное экономическое положение и дискриминацию со стороны истеблишмента. В этом выбор «русских» похоже на политическую эволюцию восточных евреев в Израиле в конце 1970-хх годов.
В завершение нельзя не обратить внимание на некоторую цикличность в истории Ближнего Востока. Российский историк Дмитрий Харитонович, обращаясь к теме Иерусалимского королевства писал, что крестоносцы выросшие и долгое время жившие в Палестине постепенно учились находить общий язык со своими соседями и постепенно утрачивали свою первоначальную агрессивность. Но установлению мира с соседями постоянно мешали новые волны приезжавших из Европы фанатичных рыцарей, стремившихся обагрить своим, мечи в крови «неверных» и мечтавших и завоеваниях. Не зная местных реалий и обычаев, они подталкивали Иерусалимское королевство от одной авантюры к другой, что в конечном итоге и привело его к краху. Как мы видим на рубеже XX-XXI веков эта история получила свое продолжение. 21)
2) Натан Зах: Исраэль хи република бананот» (ивр.), Walla, https://e.walla.co.il/item/330684
Ури Авнери, Русим бау (ивр.), 28.04.2013, https://mabatmagazine.com/%D7%94%D7%A8%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%90%D7%95-%D7%90%D7%95%D7%A8%D7%99-%D7%90%D7%91%D7%A0%D7%A8%D7%99-%D7%A2%D7%99%D7%AA%D7%95%D7%A0%D7%90%D7%99/ Михаэль Перль, Лама Гидон Леви соне русим? (ивр.), MIDA, 25.12.2013, https://mida.org.il/2013/12/25/%D7%9C%D7%9E%D7%94-%D7%92%D7%93%D7%A2%D7%95%D7%9F-%D7%9C%D7%95%D7%99-%D7%A9%D7%95%D7%A0%D7%90-%D7%A8%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%9D/
3) Тули Шаргай, Ма нихие им ха-ямин шел найнтинз? (ивр), Walla, 25.07.2005, https://news.walla.co.il/item/752481
4) Шехтер Д. Слухи несколько преувеличены, Jewish.ru, 19/05/2004, https://jewish.ru/ru/events/israel/182164/
5) Лили Галили, Арабим ве-русим бе-Ишраэль: Бин брит шель менудим ле-ойнут, Шиха Макомит, 23.06.2019 https://www.mekomit.co.il/%D7%94%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99%D7%9D-%D7%95%D7%93%D7%95%D7%91%D7%A8%D7%99-%D7%94%D7%A8%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%AA-%D7%91%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C-%D7%A2%D7%99%D7%9E%D7%95%D7%AA-%D7%9E%D7%95%D7%91/
6) Альтшулер М. Евреи СНГ на пороге третьего тысячелетия, ACTA SLAVICA IAPONICA, (V 16), 1998, http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/16/alt/altshuler-4.html
7) Репатрианты ощущают дискриминацию со стороны полиции и школы, Souz.co.il, 24.07.2008, https://souz.co.il/news/read.html?article=54755 Кирпиченок А. Антисемитизм в Советском Союзе, September, 19.09.2019, http://september.media/archives/2917
8) Дрор Мармон, Бе-рош тавлат ха-сахар: «Гварим ашкеназим дор ришон» (ивр.), «Макор Ришон», 20.02.2020, https://www.makorrishon.co.il/economy/205613/
9) Фест И. Адольф Гитлер, М., 1993, т.1, стр. 89
10) Менделевич И. «А он был прав!», «Хроники Иерусалима», 12.11.2002, https://gazeta.rjews.net/mendel1.shtml
11) Кирпиченок А. Иосиф Бродский: Скромное обаяние расизма, Liva, 07.06.2020, https://liva.com.ua/iosif-brodskij-skromnoe-obayanie-rasizma.html
12) Mazin A. Russian Emigrants in Israeli Politics, Herzelia, 2006, p. 7.
13) Shohat E. Sephardim in Israel: Zionism from the Standpoint of Its Jewish Victims, Social Text No. 19/20 (Autumn, 1988), p. 26
14) Лили Галили, Указ. Соч.
15) Глик К. Почему Израилем продолжают править левые?, 9tv.co.il, 28.12.2020 https://www.9tv.co.il/item/22908
16) Бронштейн М. Новое об «Убийстве Рабина», «Хроники Иерусалима» https://gazeta.rjews.net/bron5.shtml
17) Mazin А. Ibid, pp.10,16
18) Kanevsky Y. Why Russian Israelis vote right. ВВС, 18.01.2013, https://www.bbc.com/news/world-middle-east-21073444
19) Палестино-израильский конфликт: взгляд из России, ВЦИОМ НОВОСТИ, 10.12.2012 https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/palestino-izrailskij-konflikt-vzglyad-iz-rossii
20) Межнациональный конфликт: Русская Юлия Меламед против еврейки Юлии Меламед, 14.03.2016, https://dmitryhorse.livejournal.com/372480.html?fbclid=IwAR3FSUVtDxEZBihTNy6V8Sp_RQXD6WDqe3IeDzynIKLS8OAfiGkqgylVB7M
21) Харитонович Д.Э. История Крестовых походов, М., 2009, стр. 105