В мае 2024 г. исполняется 10 лет созданию Евразийского экономического союза. За это время был пройден значительный путь по интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана, а также подписаны специальные соглашения о зонах свободной торговли и статусе наблюдателя с рядом стран.
Стоит напомнить, что Евразийский экономический союз занимает первое место в мире по добыче нефти с показателем 14,5%, первое место по добыче газа в мире с показателем 20,2%, четвертое место по производству чугуна с показателем 4,7% и пятое место по производству стали с показателем 5%. Также это огромная зона с логистическими маршрутами и потенциалом природных и людских ресурсов.
Хотя санкции Запада несколько повлияли на интенсивность торговли с ЕАЭС, в целом, интеграция продолжается и находятся пути выработки независимых и адекватных решений в контексте региональной и экономической политики.
Сам ЕАЭС является геоэкономическим проектом и в отличие от западных альянсов и союзов не навязывает какой-либо политической доктрины или идеологии. Основным приоритетом является взаимовыгодные отношения. А решения в главном органе ЕАЭС принимаются путем консенсуса, что говорит о реально демократическом характере объединения.
Поэтому интерес стран арабского мира к сотрудничеству с ЕАЭС за прошедшие годы показывает определенную динамку.
Еще в 2016 г. было принято решение Высшего Евразийского экономического совета (от 26 декабря 2016 года № 17) «О начале переговоров с Арабской Республикой Египет о заключении соглашения о зоне свободной торговли». К настоящему времени проведено шесть раундов переговоров. Очевидно, что в 2024 г. продолжатся переговоры по этому вопросу. Что показательно, процесс является открытым и на сайте Евразийской экономической комиссии есть форма обратной связи и можно отправить свои предложения по указанному соглашению.
9 декабря 2022 года Высшим Евразийским экономическим советом было принято решение о начале переговоров с Объединенными Арабскими Эмиратами о заключении соглашения о свободной торговле. В 2023 г. уже состоялось два раунда переговоров (по этому вопросу.
Может показаться странным, что Сирия отсутствует в списке арабских государств, которые заинтересованы в установлении какого-то специального режима с ЕАЭС. Вероятно, это связано с продолжением конфликта в этой стране. Хотя в июле 2015 года во время встречи на уровне министров в Дамаске премьер-министр Сирии Ваэль Аль-Халки заявил, что с Россией ведутся переговоры о присоединении к Евразийскому экономическому союзу и свободной экономической зоне. Он заявил, что «мы считаем это благом и укреплением отношений. Мы намерены развивать торговое сотрудничество».
Поскольку Россия и Сирия являются союзниками, а кроме того в Сирии проживает большое количество армян, это стимулирует взаимный интерес к интеграции по линии ЕАЭС.
Но, фактически, только упомянутые две страны включились в постоянный процесс переговоров. Это не говорит о том, что остальные находятся в стороне. В сентябре 2017 года Иордания подписала Меморандум о взаимопонимании с Евразийским экономическим союзом по продвижению и диверсификации торговли между Иорданией и Евразийским экономическим союзом. А Марокко и Евразийский экономический союз подписали 28 сентября 2017 года в Рабате меморандум о сотрудничестве в целях укрепления экономических отношений и взаимодействия, который указывает на то, что страны ЕАЭС рассматривают Марокко как надежного партнера и ворота в Африку и другие регионы, с которыми Королевство имеет близкие отношения.
Так, 17 октября 2022 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) директор департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Армен Арутюнян и руководитель Роскачества Максим Протасов встретились с заместителем министра окружающей среды, водных ресурсов и сельского хозяйства Королевства Саудовская Аравия Ахмедом Салех Айад Аль Хамши. Стороны обсудили широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе развитие органического сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности, устойчивое развитие агропромышленного комплекса в условиях изменения климата и другие. Рассмотрены предложения о проработке международного договора между ЕАЭС и Саудовской Аравией об эквивалентности систем органического сельского хозяйства для обеспечения свободной торговли органической продукцией, создании на базе Комиссии площадки по привлечению инвестиций, продвижению на рынки третьих стран сельхозпродукции и продовольствия, производимых в ЕАЭС.
В 2023 г. был подтвержден интерес ЕАЭС и Саудовской Аравии к расширению сотрудничества.
В целом, Саудовская Аравия стабильно входит в число 15-ти крупнейших потребителей продукции АПК ЕАЭС. Согласно данным на 2019 г. в 2018 году Саудовская Аравия заняла 12 место среди всех стран-партнеров по объемам экспорта сельхозпродукции из ЕАЭС, при этом лучший результат (9 место) наблюдался в 2012 году и 2015 году. Лучшим результатом ОАЭ стало 17 место (2017 год) среди всех стран-партнеров, куда ЕАЭС экспортирует сельхозпродукцию, а у Ирака – 25 место (2015 год и 2016 год). Остальные страны в 2018 году входили в сотню крупнейших покупателей из ЕАЭС (Оман — 54 место, Катар — 75 место, Кувейт – 93 место), за исключением Бахрейна (114 место в 2018 году).
Но из стран Персидского залива импортируются незначительные объемы сельскохозяйственной продукции. Так, в 2018 году ОАЭ заняли 75 место среди стран-поставщиков сельхозпродукции в ЕАЭС, Саудовская Аравия — 121 место, Оман – 162 место, Кувейт – 172 место, Бахрейн — 176 место. Ирак и Катар сельхозпродукцию в ЕАЭС в 2018 году не поставляли.
Это свидетельствует о том, что указанные страны больше заинтересованы в получении продукции агропромышленного сектора из ЕАЭС, поскольку из-за жаркого климата испытывает недостаток в определенной номенклатуре сельского хозяйтсва.
Отметим, что арабские экономические и политические аналитики представляют статистические данные о степени прогресса, достигнутого в странах Евразийского Экономического Союза благодаря вкладу России в развитие региона.
Если для стран Центральной Азии и, шире, постсоветского пространства, интерес заключается в использовании логистики, ресурсов России и доступа к ее рынку, в том числе трудовому, то какой интерес может быть у арабских стран?
Безусловно, основной фактор, это оптимизация тарифов и механизмов торгово-экономического взаимодействия через создание зон свободной торговли и других специальных режимов. Во-вторых, это та же логистика, поскольку Россия сейчас интенсифицировала ряд региональных проектов, таких как Северный морской путь и международный транспортный коридор Север-Юг (стоит напомнить, что в августе 2023 г. первый железнодорожный состав был отправлен из России через Иран в Саудовскую Аравию). В-третьих, это совместные инвестиции и общие проекты. Поскольку речь идет о надгосударственном объединении, то через его структуры будет гораздо легче защищать свои капиталы от нежелательного политического влияния (что будут пытаться сделать США и их сателлиты). В-четвертых, это риск увеличения токсичности доллара как резервной валюты. Ряд арабских государств, обладая такими активами, захотят диверсифицировать свои вложения, что можно будет сделать через новые венчурные фонды совместно с ЕАЭС или какие-то новаторские инициативы.
Есть и мнение, что цели участия в ЕАЭС могут быть разные, поэтому и преференции каждая страна может получать разные, в зависимости от своего участия и возможностей.
Отметим, что процесс сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Пояс и путь» продолжается, поэтому этот вектор также может быть интересен для арабских государств.
Наконец, формат БРИКС+ может служить дополнительной площадкой для тестирования . Предполагается, что в этом году на саммите в России будет обсуждаться проект запуска альтернативной системы расчетов между странами, чтобы избежать зависимости от западных механизмов SWIFT, используемой в карательных политических целях, и, в целом, уйти от гегемонии доллара. Египет и Саудовская Аравия как новые члены БРИКС+ могут вынести на обсуждение свои предложения и стать своего рода рупором арабского мира в этом клубе, пока к нему еще не присоединились другие государства региона.
Хотя в условиях мировой политической турбулентности остается искушение подождать и посмотреть что будет дальше, очевидно, что Россия сохраняет очень сильные позиции, а девестернизация привела к переходу на новую экономическую политику, которая демонстрирует успехи. А как наиболее сильный участник ЕАЭС Россия будет стремиться поддержать своих партнеров по объединению, и это может быть также хорошим стимулом для тех, кто еще не определился по поводу участия в ЕАЭС.